В наступившем 2015 году в России в очередной раз поменяются правила приёма в вузы. Приёмные комиссии российских институтов и университетов впервые начнут учитывать так называемые внеучебные достижения абитуриентов – в частности, успехи в спорте и творчестве. Призовые места, грамоты и даже просто сертификаты участников тех или иных мероприятий или соревнований могут принести абитуриенту лишние баллы в дополнение к результатам ЕГЭ. Указанное новшество не станет неожиданностью для абитуриентов и их родителей: о необходимости брать во внимание «внешкольные» достижения потенциальных студентов власть имущие говорили уже несколько лет.
Сначала предполагалось, что принципы и правила в данной сфере будут едиными для всей страны, однако после бурных дискуссий право разрабатывать критерии и определять размеры балльного «вознаграждения» в значительной степени отдали на откуп вузам. Власть очертила лишь самые общие рамки. В частности, во всех без исключения вузах за внеучебные достижения можно получить максимум 20 баллов, причём эта сумма поделена на равные две части с максимальным «порогом» в десять баллов для каждой. В первую часть включены спортивные, творческие и неординарные «умственные» достижения (например, аттестат с отличием, золотая медаль, победа или участие в региональных, российских и международных олимпиадах, участие в проектах данного вуза и т.д.). За них абитуриенту суммарно начислят не более 10 баллов – таким образом, получить всю «двадцатку» исключительно за, к примеру, спортивные достижения или участие в олимпиадах не получится. Также максимум 10 баллов можно будет получить, если абитуриент представит на суд приёмной комиссии итоговое сочинение, которое российские школьники впервые написали в декабре минувшего года («АН» подробно писали об этом в одном из недавних номеров). Примечательно, что учёт сочинения и десятибалльный порог для него введены не только в гуманитарных, как этого можно было бы ожидать, но и в сугубо «технических» вузах – например, в МЭИ и МАИ.
В том, какие достижения учитывать и как делить спортивные, творческие и прочие баллы внутри обозначенной министерством «половинной» границы, вузы получили относительную свободу. Впрочем, как показывает практика, в большинстве высших учебных заведений решили не изобретать велосипед и представили вполне стандартный перечень учитываемых индивидуальных достижений. Сюда, как обычно, вошли наличие значка ГТО, участие в спортивных соревнованиях высшего уровня (Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы), аттестат с отличием,участие и победа в олимпиадах и прочих мероприятиях, проводимых вузом. Кое-где перечень дополнен участием (иногда без обязательной победы или призового места) в региональных этапах Всероссийской олимпиады школьников, наличием выступлений на научных конференциях и соответствующих публикаций. Некоторые вузы подошли к вопросу максимально строго: например, в Самарском госуниверситете в расчёт берутся исключительно международные интеллектуальные соревнования. Впрочем, там же пообещали дополнительные пять баллов обладателям сертификата об окончании подготовительных курсов при вузе. А в Сибирском государственном индустриальном институте (СибГИУ, г. Новокузнецк Кемеровской области) индивидуальные достижения абитуриента оценивают с помощью едва ли не десятка громоздких формул, разделив потенциал будущего студента на учебный, научный, творческий и спортивный. Кое-где обещают учитывать волонтёрскую деятельность: так в Московском государственном университете печати им. Ивана Фёдорова такая «работа» стоит один балл, при этом «срок давности» может составлять четыре года до поступления.
Отметим, что для российских школ введение системы оценки индивидуальных достижений в числе прочего означает возврат к уже изрядно подзабытой гонке за большим количеством «отличных» аттестатов, в которых теперь, как никогда, будут заинтересованы ученики и родители. Кроме того, нельзя исключать и фактор недобросовестности организаторов «баллоносных» мероприятий, а также риск того, что в России резко вырастет число «спортсменов» (в том числе все школьные годы освобождённых от физкультуры) и ярых любителей волонтёрской деятельности, ни разу в жизни не сходивших в туристический поход. Очевидно, что одновременно с учётом индивидуальных достижений, в силу российских реалий необходимо разрабатывать и вводить механизм проверки их подлинности. Впрочем, об этом, судя по всему, пока не задумались ни в вузах, ни в Минобрнауки.