Слово «тимуровец» большинству россиян сегодня кажется таким же анахронизмом, как и слова «пионер» или «октябрёнок». Однако, как выяснилось, сбрасывать тимуровское движение с «парохода современности» более чем преждевременно. Отряды с «гайдаровским» названием сегодня активно создаются и действуют во многих регионах страны.
От Гайдара к информационному обществу
Напомним, что начало тимуровскому движению положило появление книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», которая вышла в 1940 году. Повесть и снятый чуть позже фильм о стихийном отряде мальчишек, решивших тайно помогать старикам и одиноким людям, моментально стали суперпопулярными. Идею взяли на вооружение руководители Всесоюзной пионерской организации. В том же 1940 г. в подмосковном Клину (где Гайдар и писал свою повесть) был организован первый тимуровский отряд – уже не тайный, под руководством школьных педагогов.
Несмотря на то что изначально привлекательная идея самоорганизации и «секретной» помощи была безвозвратно утрачена, движение тем не менее активно расширялось. В годы Великой Отечественной войны «фронтом работы» тимуровцев по всему Союзу стала посильная помощь осиротевшим семьям, детским домам, работа на предприятиях в тылу. Активно поддерживаемые советской идеологической системой отряды просуществовали вплоть до начала 1990-х годов. После развала СССР тимуровское движение ожидаемо сошло на нет. Однако в начале нового столетия интерес к его идеям появился вновь.
Датой возрождения тимуровского движения в России можно считать 2004 год. На его родине, в Клину, по инициативе педагогов-энтузиастов появился отряд под названием «Тимуровцы XXIвека», который к 2009 году получил официальный статус детской общественной организации. Пример моментально подхватили «наверху». Федеральное агентство по делам молодёжи поддержало создание движения «Тимуровцы информационного общества», отряды которого сегодня действуют в Приморском, Ставропольском, Хабаровском, Краснодарском краях, Смоленской, Ульяновской, Ленинградской, Новосибирской, Еврейской автономной, Челябинской, Омской, Свердловской, Нижегородской областях, Республиках Саха (Якутия) и Карачаево-Черкесия, городах Москва и Санкт-Петербург. Наконец, в сентябре 2012 г. студенческая инициативная группа организовала тимуровский отряд в Троицком районе Алтайского края, где спустя год пример подхватили практически все муниципалитеты региона. По словам руководителей отрядов, их опытом уже интересуются в Пензенской области, Республике Дагестан, Красноярском крае и Ямало-Ненецком округе.
Теория малых дел
Как показывает практика, деятельность тимуровцев в новом столетии принципиально не изменилась. Задача осталась прежней: помочь тому, кто в этом нуждается. Купить лекарство в аптеке или помочь по хозяйству пожилому человеку; организовать спортивные соревнования для малышей из детского сада, вместе смастерить и развесить кормушки для птиц или провести для детей экскурсию по школе; выручить молодую маму, которой не с кем на время оставить ребёнка, – таковы сегодня дела современных тимуровских отрядов. При этом, что любопытно, те, кому предназначена помощь, с радостью принимают её именно от тимуровцев. Старое доброе название отрядов, как выяснилось, существенно повышает доверие к ним, особенно среди пожилых людей.
«Когда мы говорили, что мы волонтёры, перед нами закрывали двери, – рассказывает руководитель Тимуровского движения Алтайского края Антон Кошкаров. – Когда стали представляться тимуровцами, нас принимали с радостью».
Впрочем, есть у тимуровцев и новые заботы – что называется, в духе времени. Например, в Клину отряды взяли на себя дополнительную обязанность: заботу о Доме-музее Аркадия Гайдара. Сейчас из-за копеечного финансирования в штате музея нет даже дворника, и помощь энтузиастов в уходе за домом очень важна. А основной задачей «Тимуровцев информационного общества» стала помощь пожилым людям в освоении возможностей компьютера, Интернета, мобильного телефона.
Как отмечают руководители движения, работа тимуровских отрядов идёт на пользу и самим ребятам. Подростки учатся качествам, за отсутствие которых их сейчас принято упрекать: умению сочувствовать, бескорыстно помогать, чувствовать ответственность за то, что ты делаешь, и радость от человеческой благодарности. К слову, в ситуациях, когда тимуровцам в порыве благодарности предлагают деньги, и дети, и их руководители принципиально отказываются от «вознаграждения».
«Нашим тимуровцам, бывало, пятисотрублёвые и тысячные купюры совали, – рассказывают руководители движения из Алтайского края. – Ребята и их кураторы неизменно возвращали их обратно. Все понимают, что при дележе денег начнутся споры и ссоры на предмет того, кому сколько заплатили. А школьникам сейчас необходимо совсем другое: умение дружить, помогать и работать в команде».
«Тимуровец умеет не только выполнять поручения, но и организовать людей, – добавляет Жаннета Турченкова, руководитель Детской общественной организации «Тимуровцы ХХI века». – Ребята, которые пришли к нам, учатся работать сообща, брать на себя ответственность за какие-то дела, самостоятельно организовывать мероприятия. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд, но польза очевидна. Так что наша работа полезна не только подопечным, но и самим тимуровцам. И неизвестно ещё, кому она нужнее…»