Уже третий месяц все школы и детские сады России живут в реалиях нового закона «Об образовании». К сожалению, некоторые опасения противников закона, говоривших об «усыхании» бесплатного компонента в сфере образования, начинают претворяться в жизнь. Вслед за родителями дошкольников, переживавших по поводу удорожания посещения садиков, забили тревогу мамы и папы учеников начальной школы. На тематических «школьных» форумах родители из ряда регионов пишут, что на классных собраниях активно обсуждается появление дополнительной платы за группы продлённого дня.
Возможная платность продлёнки вызвана теми же причинами, что и «инфляция» в детсадовской сфере. Новый закон об образовании строго отделил предоставление образовательных услуг, то есть непосредственно занятия и уроки, от организации пребывания детей в школе или детском саду. И если образовательная компонента должна быть бесплатной в соответствии с Конституцией, то за организацию (которую облекли в формулировку «присмотр и уход»), как заявили разработчики закона, бюджет платить не обязан. Поэтому вопросы финансирования присмотра и ухода, к которому относятся и группы продлённого дня, ложатся на плечи учредителей школ – то есть на администрации муниципалитетов. Они, в свою очередь, при отсутствии средств вправе потребовать деньги с родителей, самостоятельно определив нужную сумму.
Справедливости ради отметим, что уже сейчас продлёнка не является полностью бесплатной: родители вносят деньги за питание – в среднем 1,5 тыс. руб. в месяц. Отныне к этой цифре может прибавиться сумма, рассчитанная в зависимости от того, сколько времени ребёнок находится в группе продлённого дня и чем именно занимается. По прогнозам экспертов, в различных регионах страны эта прибавка может колебаться от 500 до нескольких тысяч рублей.
Как показывает практика, группы продлённого дня нужны не столько школьникам, сколько их родителям. Для большинства продлёнка – единственная возможность быть уверенным, что ребёнок под присмотром. Например, как рассказала корреспонденту «АН» жительница Башкирии Галина Севрюкова,она забирает из школы своего сына‑третьеклассника из группы продлённого дня около шести вечера. Для неё это отличная помощь: целый день они с мужем на работе, а бабушки живут далеко. «Он там делает домашние задания под присмотром педагога, общается со сверстниками, – рассказывает Г. Севрюкова. – Дома уже только отдыхает. Так что, даже если придётся затянуть пояса и платить дополнительные деньги, от продлёнки не откажусь».
«Родителей, загруженных работой, очень выручает возможность оставить ребёнка в школе на полный день, – подхватывает тему Елена Трегубова, директор лицея №1525 «Воробьёвы горы». – Дети гуляют, обедают, выполняют домашние задания, педагоги проводят индивидуальные консультации. К слову, у нас работу учителей родители не оплачивают – деньги нужно вносить только за питание, как, впрочем, было всегда».
С другой стороны, в вопросе о нужности и полезности групп продлённого дня детям единой точки зрения нет. В частности, весьма неоднозначно к продлёнке относятся специалисты-психологи. «Оставаться в школе ещё и после уроков – лишний стресс для ребёнка, особенно для первоклассника, – говорит семейный психолог Эдуард Карнаухов. – Если уж школьник посещает продлёнку, то после его возвращения домой нужно обеспечить ему спокойное общение и максимально комфортный отдых».
Эксперты справедливо отмечают, что полезность групп продлённого дня во многом (если не во всём) зависит от того, как организовано пребывание детей. «Продлёнка полезна для школьников только при условии, если воспитатель занимается с ними, а не уходит по своим делам, как это порой бывает, – считает детский психолог Гульназ Батршина. – Ещё лучше, если у детей есть возможность посещать кружки для развития творческих способностей. Тогда и в кабинете будет оставаться меньше учащихся».
«Там, где я работаю, у каждого класса своя группа продлённого дня и закреплённый за ней воспитатель, – продолжает тему сотрудница одной из школ Санкт-Петербурга Анна Мордвинкова. –А в школе, в которой учится моя дочь, в одном кабинете после уроков остаются все первоклашки. На мой взгляд, это хуже. Что касается кружков, то в школе, в которой учится мой ребёнок, почти все платные. Свободно можно посещать только один кружок, да и то туда сложно попасть – очень много желающих».