В течение лета Конституционный суд РФ рассмотрел ряд дел, имеющих значение не только для обратившихся, но и для огромного числа россиян, оказавшихся в похожих ситуациях. В частности, рассмотренные вопросы касаются различных нюансов бесплатного предоставления жилья. В этом номере «Аргументы недели» знакомят читателей с этими решениями, призванными существенно скорректировать действующие порядки.
В начале июля Суд РФ предписал законодателям скорректировать порядок предоставления компенсационных выплат военным, не получившим положенное жильё и стоящим в очереди на получение квартир.Предметом рассмотрения стало различие в правах бывших военнослужащих, дожидавшихся положенного жилья в разных очередях: ведомственной (по месту службы) или муниципальной (по месту жительства, выбранного после окончания службы). Согласно ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих», те, кто встал на жилищный учёт в муниципалитете, имеют право на ежемесячные компенсационные выплаты за наём жилья из средств федерального бюджета. Те, кто решил остаться в очереди в военкомате (например, потому, что ждать квартиру оставалось не так долго), таких выплат не получали. Конституционный суд счёл, что такая норма нарушает равенство граждан. Поэтому судьи постановили, что право на выплаты имеют все военнослужащие вне зависимости от того, кто принимал их на жилищный учёт – военкомат или муниципалитет.
Ещё одно «жилищное» решение Конституционного суда, которое было принято в январе, недавно приблизилось к воплощению в жизнь.Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, уточняющий «жилищные» права граждан, пострадавших от радиационных катастроф и переехавших с загрязнённых территорий. Документ как раз и был разработан во исполнение февральского решения Конституционного суда РФ. Тогда, рассматривая дело, судьи обратили внимание на пункт действующего закона, который увязывает право на получение жилья с временем постановки в очередь на улучшение жилищных условий. Те, кто стал на учёт до 1 января 2001 г. (до вступления в силу нынешнего Жилищного кодекса РФ), имеют право на жильё уже по статусу переселенца с загрязнённых территорий, без каких-либо дополнительных условий. Те же, кто записался в очередь после этой даты, могут встать в очередь и получить жильё лишь в том случае, если будут официально признаны малоимущими. Обращение было удовлетворено. Конституционный суд счёл, что такие правила ущемляют права граждан, относящихся к одной категории, и предписал законодателям внести изменения в соответствующие нормативные акты.
Важное решение было принято и в сфере трудового права. В июле Конституционный суд выразил своё мнение по поводу нормы, запрещающей лицам, когда-либо имевшим судимость (даже погашенную), занимать педагогические должности. Данный запрет был признан неконституционным и, по вердикту судей, подлежит значительному смягчению.
Рассматривая вопрос, судьи отталкивались от того, что факт совершения того или иного деяния, которое повлекло за собой судимость, далеко не всегда является поводом для полного запрета работать с детьми.Между тем сейчас норма, которая появилась в Трудовом кодексе в 2011 г., гласит, что «к трудовой деятельности с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имевшие или имеющие судимость, подвергавшиеся или подвергающиеся уголовному преследованию», то есть абсолютно все, в чьём отношении когда-либо возбуждались уголовные дела. В результате применения этой нормы в детских учреждениях начались сокращения, которые сами уволенные зачастую считали незаконными, но оспорить не могли. Об относительной распространённости такой проблемы говорит то, что в КС независимо друг от друга обратились сразу 11 человек, чьи дела были объединены в одно производство.
Изучив ситуацию, судьи встали на сторону педагогов. Решение КС гласит, что поводом для полного запрета на педагогическую деятельность могут быть только деяния по тяжким и особо тяжким статьям Уголовного кодекса РФ, а также преступления сексуального характера. Запрет для тех, кого судили по таким статьям, должен быть безусловным и бессрочным. К другим фактам, по мнению судей, надо подходить более лояльно. Поэтому КС предписал законодателям пересмотреть перечень преступлений, которые влекут запрет на работу с детьми.