Недавно Госдума РФ приняла долгожданные поправки в Трудовой кодекс, регламентирующие дистанционную занятость работников. Отныне работодатели обязаны оформлять трудовые договоры со своими сотрудниками, осуществляющими деятельность вне офиса, в соответствии с общими правилами.
О плюсах не спорят
Необходимость внесения поправок в основной закон, регулирующий удалённый труд работников, назревала уже давно, объясняют в профсоюзном объединении «СОЦПРОФ». По словам председателя межрегионального профсоюза работников организаций образования и науки «СОЦПРОФ» Владимира Огаря, вопрос о внесении подобных изменений их организация поднимала с 2010 года и даже неоднократно готовила пакет предложений для тогдашнего президента РФ Дмитрия Медведева. Однако инициативы получили одобрение и «законодательную прописку» только сейчас.
Принятые поправки не только ввели в российское законодательство понятие «удалённая занятость». Отныне в Трудовом кодексе указано, что такие сотрудники имеют те же самые права, что и работающие в офисах. Работодатель обязан заключать с ними трудовой договор по общим правилам и фиксировать приём на работу в трудовой книжке. Также дистанционный работник сможет распределять самостоятельно собственное время на отдых и выполнение обязанностей, рассчитывать на полноценный отпуск, который предусмотрен законодательством, а также получать компенсацию за использование собственного оборудования.
Как отмечают эксперты, определённые достоинства удалённой занятости очевидны и для работодателей. В частности, при переводе сотрудников на дистанционный режим работы отпадает необходимость в ежедневном контроле за соблюдением «офисной дисциплины» и дресс-кода, а также за тем, чтобы сотрудники не опаздывали и не уходили с работы раньше срока. В некоторых организациях для этой цели в штате предусматривались должности специальных «надсмотрщиков». Кроме того, работодатель, принимая решение о переводе сотрудников на дистанционный режим работы, значительно экономит собственные средства на содержание офисных помещений и стационарных рабочих мест.
«Благодаря тому что удалённую занятость узаконили, доступ к работе получит значительная группа людей, ранее ограниченных в своих возможностях по трудоустройству, – комментирует председатель Владимирского областного территориального объединения «СОЦПРОФ» Владимир Соколов. – Речь идёт о матерях, имеющих малолетних детей на попечении, а также об инвалидах. Работодатель охотнее примет на работу сотрудника с ограниченными возможностями, если на нём не будет висеть обязанность по созданию специально оборудованного рабочего места».
Недоработали…
Между тем, как отмечают эксперты, у нового закона имеется и немало недостатков. Например, остаются непонятными критерии оценки эффективности работы «дистанционщиков». Также непонятно, каким образом работодатель будет следить за безопасностью труда сотрудника. Кроме того, «удалёнка», хоть и подразумевает возможность подписания и внесения изменений в трудовой договор через обмен электронными документами, совсем ненамного сокращает время оформления необходимых документов. Например, несмотря на то что трудовой договор и все связанные с ним соглашения могут быть оформлены посредством электронных документов, на протяжении трёх рабочих дней работодатель всё равно должен отослать нанятому человеку его бумажную копию с уведомлением.
«Дистанционщики» (а это в основном переводчики, журналисты, IT-специалисты) и фрилансеры при взаимодействии с работодателем особенно ценят мобильность и отсутствие какой-либо бумажной волокиты при оформлении трудовых взаимоотношений, – подчёркивает директор компании MyTaskДенис Слабаков,сам пользующийся услугами фрилансеров. – В этом плане новый закон, к сожалению, почти ничего не изменил.
«В ряде стран период очарования дистанционным трудом уже проходит, – рассуждает Елена Герасимова,директор Центра социально-трудовых прав. – Причина – в тех проблемах, которые возникают в результате снижения коммуникаций внутри коллектива. Кроме того, всё сложнее бывает оценить тот объём работы, который выполняет дистанционный сотрудник. К примеру, если классический вариант сотрудничества подразумевает компенсационные выплаты за переработку в выходные и праздничные дни, то доказать факт переработки при осуществлении работы вне офиса подчас невозможно. Кроме того, такой сотрудник очень часто перестаёт разделять рабочее и личное время, что запускает и ускоряет процессы «профессионального выгорания». Последнее в долгосрочной перспективе самым негативным образом сказывается на эффективности работы не только конкретного сотрудника, но и компании в целом.