На днях правительство РФ в очередной раз «вытащило из долгого ящика» идею создания государственного алиментного фонда (средства из него предполагается тратить на выплаты неполным семьям с детьми, которые не могут дождаться алиментов от бывшей «второй половины»). Вице-премьер Ольга Голодец представила президенту РФ В. Путину доклад, в котором рассказала о возможных источниках финансирования фонда и о мерах, направленных на снижение числа злостных неплательщиков. В частности, предложено лишать таких граждан водительских прав, использовать их имущество в качестве залога, а также сильно повысить пошлины на развод.
Копилка от государства
Необходимость бороться с «алиментарными» долгами на государственном уровне в России назрела уже давно. По данным статистики, разводом заканчивается практически каждый второй брак. Число семей, которые являются неполными (то есть ребёнка воспитывает только один родитель), составляет едва ли не 40% от общего количества.При этом «алиментные» долги бывших супругов растут как на дрожжах. По сравнению с 2008 г. общая задолженность злостных неплательщиков выросла в десять раз – до 10 млрд. рублей. Меры, которые используются сейчас для борьбы со злостными неплательщиками (самая известная – ограничение в праве выезда за границу), не настолько эффективны, чтобы полностью решить проблему. Во всяком случае, женщине и ребёнку, которые годами не видели выплат от отца, от того, что тот стал «невыездным», легче не становится. Тем не менее эксперты сходятся на том, что алиментный фонд необходим, но только как дополнение к мерам, стимулирующим злостных неплательщиков содержать собственных детей. Поэтому к «невыезду» необходимо прибавлять и другие «инструменты воздействия».
«Идея, которой руководствуются власти, говоря о необходимости такого фонда, проста и понятна: защитить тех, кто оказался в непростом положении, – рассуждает Елена Тополева-Солдунова, член Общественной палаты. – Однако, на мой взгляд, эта проблема не должна в полной мере решаться за счёт добросовестных налогоплательщиков, на которых, по сути, лягут чужие обязанности. Необходимо вырабатывать и реализовывать механизмы, которые будут стимулировать людей добросовестно платить алименты. Иначе вся затея с алиментным фондом представляется весьма сомнительной».
Цена развода
Безусловно, разговор об алиментном фонде попросту не мог обойтись без вопросов о том, из каких резервов его пополнять. Одним из возможных источников Ольга Голодец назвала госпошлину за развод. Сегодня её в обязательном порядке платят все пары, расторгающие брак, а её размер составляет 400 рублей. Насколько именно планируется повышать эту выплату – пока неясно, однако эксперты уверены уже сейчас: данная мера, может быть, и поможет найти источник пополнения фонда, но препятствием к росту числа разводов (а именно так проанонсировала этот шаг Ольга Голодец в своём докладе Путину) точно не станет. В конце концов, если повысить эту пошлину до такой степени, что супруги не смогут развестись «по финансовым соображениям», лучше от этого не станет никому. Представьте себе семью, да ещё и с ребёнком (а то и не с одним), где муж и жена друг друга терпеть не могут, но вынуждены жить вместе. Конечно, если есть возможность, они в любом случае разъедутся, но лучше от этого станет только государственной статистике. Она «радостно» зафиксирует резкое падение числа разводов, а от власть имущих мы в очередной раз услышим, что «жить стало лучше, жить стало веселее».
Только станет ли «веселее» матерям-одиночкам?
Справочный аргумент
Окончательный порядок работы алиментного фонда пока обсуждается, но об общих положениях можно говорить уже сейчас. В частности, уже понятно, что размер выплат не станет очень высоким. Предполагается, что он будет равен официальному прожиточному минимуму на ребёнка. В разных регионах страны эта цифра колеблется от 4 до 12 тыс. рублей. Кроме того, не исключено, что на «алиментное пособие» от государства смогут рассчитывать только семьи, признанные малообеспеченными. Наконец, отметим, что снимать обязательства со злостных неплательщиков никто не собирается. Всё то время пока семья будет получать выплаты из фонда, судебные приставы обязаны будут искать должника, а впоследствии – взыскать с него потраченную сумму.