Аргументы Недели → Соцпакет № 11(353) от 21.03.2013

Наказание не по уставу

, 17:10

Недавно Минобрнауки РФ обнародовало проект приказа «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания». За витиеватой формулировкой кроется простая идея – разрешить вузам принимать дополнительные документы, определяющие, за какие проступки наказывать и отчислять студиозусов. Эксперты всерьёз опасаются, что такой шаг приведёт к появлению серьёзного рычага давления на студентов с активной гражданской позицией.

Келейные решения

На сегодняшний день «мерилом» благонадёжности студента является соблюдение устава учебного заведения, одобренного и принятого учёным советом.

Если проект приказа будет принят, главным «дисциплинарным» документом станет специальный этический кодекс, который появится в каждом вузе. Некоторые учебные заведения обзавелись ими уже сейчас (хотя пока наличие такого документа не обязательно).

Положения этических кодексов в вузах в целом схожи, но имеют различия в деталях и формулировках. В «Этическом кодексе» МГУ, к примеру, говорится, что студенты не должны вести деятельность, ставящую под сомнение высокий нравственный статус учащегося. А аналогичный документ Дальневосточного госуниверситета гласит, что «студент не должен допускать распространение информации антиобщественного содержания и участвовать в незаконных протестных мероприятиях».

По словам экспертов, главное отличие этического кодекса от устава – его непубличность. «Такие документы зачастую принимаются только ректором, и порой об их наличии никто не знает, – рассказывает Артём Хромов, руководитель Российского студенческого союза. – При этом данный кодекс имеет юридическую силу и именно в нём детально расписаны проступки, за которые можно лишить стипендии и даже отчислить из высшего учебного заведения. Кроме того, с помощью локальных нормативных актов можно контролировать оппозиционно настроенных студентов или наказывать неугодных».

Отметим, что против локальных нормативных актов выступают и главы отдельных учебных заведений. По их мнению, устав вуза должен предусмотреть всё, что считает нужным учёный совет, в который, кстати, входят и студенты. «Устав обсуждается на конференциях учебного заведения и на учёных советах, утверждается всем коллективом, – объясняет Алексей Забелин, ректор Московской финансово-юридической академии. – А отдельные дополнительные документы означают, что мы получаем возможность оценивать едва ли не каждый шаг учащегося!»

Равнение на Запад

По мнению экспертов, отечественным учебным заведениям полезно было бы равняться на европейские вузы. Там практика принятия локальных кодексов и уставов для учащихся и преподавателей действует столетиями, однако единовластия ректоратов в утверждении таких документов нет. Правила обсуждаются и принимаются широким кругом общественных органов: в их подготовке и принятии участвуют студенческие и учёные советы и даже специальные ассамблеи. При этом университеты полностью автономны: государство не имеет права вмешиваться в их внутреннюю жизнь, менять устав, отменять одни и закреплять другие нормативные акты.

«Внутренние нормативные акты университетов впервые появились ещё в Средние века, когда они получили автономию, – рассказывает Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» и член совета при Федеральной службе надзор в сфере образования и науки. – Студентов не могли судить суды общей юрисдикции. Когда несколько лет назад во Франции бушевали студенческие беспорядки, полиция не могла даже зайти в университет!»

В России, к сожалению, ситуация противоположная. Формально вузы автономны, однако управление осуществляется исключительно на уровне университетской администрации и ректора. А локальные нормативные акты, по которым судят о поступках учащихся, редко учитывают права и интересы самих студентов. Поэтому активисты Российского студенческого союза предлагают ряд мер, которые позволят преодолеть эту негативную практику, – например, дать органам самоуправления право вето при решении вопросов об отчислении, если ситуация не связана с успеваемостью. Кроме того, предложено создавать конфликтные комиссии, которые будут разбирать каждый случай претензий вуза к студенту.

Остаётся надеяться, что эти идеи будут услышаны.

Дополнительный аргумент

По мнению некоторых руководителей вузов, локальные документы, регламентирующие порядок отчисления из вуза, нужны не только для того, чтобы избавляться от «бунтарей». «Последние десять лет в университеты принимали всех, потому что были нужны деньги, – рассказывает Юрий Головин,директор Института массмедиа Московского государственного университета культуры и искусств. – В итоге появилось огромное количество студентов, которые учиться не хотят или не могут, а выгнать их крайнее сложно. Поэтому, например, в нашем вузе в документе, регламентирующем отчисление, был пункт «за потерю связи с учреждением».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram