Министерство образования и науки объявило о своём решении скорректировать пресловутую «систему оценки эффективности вузов», вызвавшую бурю негодования прошлой осенью (тогда, напомним, в список «неэффективных» попали РГГУ, МАрхИ и некоторые другие престижные учебные заведения). Для составления рейтинга решено применять новый критерий. Отныне качество образования в вузе будут оценивать в том числе и по тому, сколько выпускников после получения дипломов не сумели устроиться на работу и встали на учёт на бирже труда.
Судя по заявлениям представителей Минобрнауки, ключевым показателем для данного критерия планируется сделать именно сведения служб занятости. Пока непонятно, как именно будет работать механизм сбора и обработки этой информации, как именно будут делаться выводы. Однако уже сейчас с большой долей вероятности можно утверждать, что сделать ценные и объективные выводы на этом основании будет крайне сложно. Если вообще возможно.
Желание Минобрнауки связать качество образования в вузе и трудоустройство выпускника почему-то базируется на каком-то странном однобоком тезисе. В ведомстве, судя по всему, уверены, что у обладателя диплома только два пути: либо на работу по специальности, либо на биржу труда. Вариант трудоустройства не по специальности почему-то не рассматривается. А между тем найти человека, который после окончания вуза долгое время вообще нигде не работает, почти нереально: на что-то жить необходимо в любом случае.
Таким образом, даже если вуз оказался «неэффективным» и человека с дипломом не взяли работать по профессии, он явно пойдёт не на биржу труда, а к газетному киоску – покупать газету с объявлениями о вакансиях, не требующих специальной подготовки. Продавцы мобильников, диспетчеры линий многоканальных телефонов в разных фирмах, курьеры и официанты нужны всегда и везде. При этом заработная плата на такой работе порой больше, чем по освоенной профессии (например, в салоне связи свежеиспечённый педагог может заработать больше, чем в первый год работы в школе, да ещё и стремительно сделать карьеру).
Нельзя забывать и о том, что статистика бирж труда явно не охватит и тех, кто ищет работу по профессии.Не секрет, что государственная служба занятости для абсолютного большинства вчерашних выпускников (да и не только для них!) представляется архаичной бюрократической системой. Пособие по безработице едва ли станет стимулом для регистрации на бирже труда: молодые люди смогут рассчитывать лишь на минимальное пособие, которое сегодня составляет… 850 рублей в месяц.Да и работодатели, как правило, о престижных вакансиях сообщают не районным центрам занятости, а «продвинутым» рекрутинговым фирмам. Поэтому безработные обладатели дипломов гораздо чаще самостоятельно обращаются в кадровые агентства или занимаются самостоятельной рассылкой резюме.
Доводы, которыми оперируют представители Минобрнауки, им самим, очевидно, представляются безупречными и логичными. В частности, СМИ вовсю цитируют одного высоколобого товарища из министерства, который очень лихо объяснил, зачем этот критерий нужен. По его словам, число выпускников, которые вместо новой работы пошли на биржу труда, покажет, что «образование, которое они получили, не даёт возможности устроиться по специальности».Тем не менее даже минимальное знакомство с ситуацией в высшем образовании красноречиво убеждает, что в безработице среди выпускников, в том, что вчерашние студиозусы массово идут в продавцы-консультанты, вузы виновны далеко не всегда.
Закономерный вопрос – «почему же абитуриенты поступают в вузы, если потом не собираются работать по профессии?» имеет простой и, увы, страшноватый ответ. Дело в том, что в вузы сегодня зачастую поступают не для получения профессии. За «вышкой» устремляются 90% вчерашних школьников, но далеко не все идут с мечтой о той специальности, которой учат в институте или университете. Из-за полного развала системы профориентации, торжествующего ныне инфантилизма, полного искажения представлений о «престижной» и «непрестижной» работе главным становится сам факт попадания в вуз.Абитуриентами в большинстве случаев владеет только одно чувство – страх с сентября оказаться «нигде», и первый курс вуза для многих не более чем «двенадцатый класс». Кроме того, в бессмысленную «корочку» давно превратился и диплом: главное, чтобы был, а какой – неважно.
Таким образом, ждать от выпускников, что они будут «расшибаться» в поисках «работы своей мечты», да ещё и встанут при этом на учёт в центре занятости, как минимум наивно.
Аргумент из жизни
Недавно на одном популярном интернет-ресурсе появилась любопытная история.
«…Одногруппница получила авиационно-техническую специальность, немного не дотянула до красного диплома, подавала большие надежды как специалист в этой области. Во время учёбы подрабатывала в магазине продавцом. Спустя пять лет работы на ногах, учитывая наличие высшего образования, её повысили до начальника отдела. Я, собственно, зашла в магазин купить бумагу для принтера, где и встретила одногруппницу. Светящиеся глаза не оставили сомнения: девушка мечтала о такой работе.
– Зачем тогда «вышку» получала?
– Потому что без неё в начальники не берут….»
Как жаль, что этот красноречивый опус, судя по всему, не читали в Минобрнауки…