«Аргументы недели» продолжают цикл публикаций в рамках акции «Мне не всё равно!», цель которого – привлечь внимание к наиболее острым социальным проблемам современной России.
Наша сегодняшняя тема – без преувеличения – касается абсолютно всех. Любой из наших читателей хотя бы раз в жизни обращался к врачам. При этом каждому известно, что залог успешного лечения – профессионализм доктора и то, насколько пациент ему доверяет. Однако, как показывает практика, с этими двумя факторами в России – настоящая катастрофа. Бичом российской системы здравоохранения стали ВРАЧЕБНЫЕ ОШИБКИ. Сегодня число тех, кто умирает из-за некачественного лечения или неверно поставленного диагноза, больше количества погибших в дорожно-транспортных происшествиях.
Синдром недоверия
По данным Левада Центра на сегодняшний день 91% граждан России недовольны системой отечественного здравоохранения. При этом подавляющее большинство людей объясняют это недовольство не только растущей коммерциализацией медицины, как можно было бы ожидать. Как выяснилось, гораздо сильнее жители России боятся попасть в руки некомпетентного врача, который не вылечит, а покалечит. По сведениям Фонда «Общественное мнение», с врачебными ошибками сталкивался практически каждый второй россиянин. Около трети сообщили, что такое случалось с ними лично, а 19% вспомнили о случаях, произошедших с членами их семьи.
Наличие проблем признают на самом высоком уровне. Несколько лет назад главный терапевт России, академик Александр Чучалин, выступая на Национальном конгрессе терапевтов, заявил, что примерно каждый третий диагноз в России является неверным. Соответственно потенциальными жертвами врачебной ошибки в России становятся 30% граждан, которые обратились к медикам! Специалисты Фонда обязательного медицинского страхования, в свою очередь, отмечают, что примерно 10% всей медицинской помощи в стационарах (если перевести в реальные цифры – в 4 млн. случаев госпитализации) в России оказывается некачественной. И это, отметим, лишь официальные оценки, которые, как правило, занижаются.
О том, что творится на самом деле, красноречиво свидетельствует статистика, любезно предоставленная... патологоанатомами. По их данным, расхождение прижизненного и посмертного диагноза составляет 25%. Получается, что в четверти случаев пациенты умирают от болезней, не выявленных при жизни.
Отметим, что суды на помощь пострадавшим и их родным не спешат. Ежегодно они выносят всего 370 решений по «медицинским» делам. Немного – по сравнению с упомянутыми 4 млн. дефектов медпомощи. Кроме того, огромное количество дел «застревает» на стадии предварительного следствия. А ведь их суть заставляет вздрогнуть даже самых крепких. Например, в 2010–2011 гг., по данным Генеральной прокуратуры, в 35 регионах было возбуждено 133 уголовных дела по фактам причинения врачами смерти по неосторожности или халатности детям в возрасте до 18 лет. Остаётся лишь гадать, сколько из этих дел дойдёт до судей…
Музыкальный критик, продюсер Алексия Мелевская
Аргумент неравнодушных
Защищать людей, пострадавших от недобросовестных эскулапов, и подталкивать государство к решению проблем, вызывающих эпидемию врачебных ошибок, сегодня пытается общественная организация «Лига пациентов». Её специалисты помогают пострадавшим грамотно составлять жалобы и иски и отстаивать свои права в судах, проводят общественную экспертизу законопроектов и без устали штурмуют властный олимп, пытаясь донести свои разумные идеи до «сильных мира сего».
«Когда обсуждались законы об обязательном медицинском страховании и об охране здоровья граждан, мы написали огромное количество статей с критикой отдельных положений, – рассказывает Алексей Старченко, член правления Лиги пациентов. – К чему-то прислушались, к чему-то – нет. Но замолкать мы в любом случае не собираемся».
Ежегодно от врачебных ошибок погибают до 50 тысяч человек. Каждый третий диагноз является неверным. На собственные деньги лекарства и лечение покупают около 90% россиян.За последний год лекарства подорожали на 22%
Вечно виноватый врач
Одной из самых распространённых причин огромного количества врачебных ошибок в России эксперты называют низкие профессиональные возможности медперсонала. И речь идёт вовсе не о том, что российские медики – поголовно недообразованные люди, не желающие совершенствоваться. Зачастую у них попросту нет такой возможности. Дикая перегруженность, мизерные зарплаты, нехватка современного оборудования во многих провинциальных учреждениях – какая уж тут компетентность? Как говорил уже упомянутый академик Александр Чучалин на Съезде терапевтов, врачи в поликлиниках и фельдшерско-акушерских пунктах из-за недостатка знаний распознают лишь 30% заболеваний, которые нужно лечить высокотехнологичными методами. От себя добавим, что вина самих врачей здесь, как правило, минимальна. Не каждое медучреждение сможет оплатить врачу поездку на курсы или семинар. Ясно, что из своей нищенской зарплаты врач вряд ли выкроит деньги на путешествие даже в региональный центр, не говоря уже о Москве или Петербурге. А многие медучреждения просто не отпустят доктора учиться, так как работать в этом случае будет некому.
Единственным «лекарством» от врачебных ошибок в России может быть только грамотная политика государства в сфере здравоохранения. Если врач-терапевт будет обслуживать не три участка, а один (и при этом заработает столько же, сколько сегодня за три), он внимательно отнесётся к больному и его проблемам и не закроет глаза на что-то «незначительное». Если у заведующего сельской больницей будет необходимое оборудование, число вовремя поставленных диагнозов наверняка вырастет. Если узкий специалист хоть раз в год съездит на курсы повышения квалификации, он назначит более современное лекарство. А если бы каждый медик знал о неотвратимости административного наказания за некачественно оказаную медпомощь, эту пугающую статью не пришлось бы писать.
Список этих «если» можно продолжать бесконечно. Правда, вспоминается народная мудрость: сколько ни говори «халва», во рту, к сожалению, слаще не станет…