Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Соцпакет № 1(293) от 12.01.2012

Правила для «вольных художников»

Госдума собирается узаконить удалённую занятость

, 17:00

Работа обновлённой Госдумы в 2012 г. начнётся с попыток в очередной раз подкорректировать трудовое законодательство. В ближайшее время депутаты планируют внести в Трудовой кодекс поправку, которая касается удалённой занятости. Сегодня в главном «трудовом документе» страны этот вопрос никак не урегулирован. Между тем по подобной схеме в России трудится огромное число людей, и существующий пробел в законодательстве осложняет жизнь как работникам, так и их руководителям.

Новая реальность

Как рассказал «АН» Сергей Храмов, генеральный инспектор труда Федерального координационного совета профсоюзов СОЦПРОФ, сегодня Трудовой кодекс регулирует исключительно так называемый надомный труд. Единственный правовой момент, который там оговорён, – это обязанность работодателя обеспечивать сотрудника необходимыми материалами и оборудованием. У руководителя нет необходимости следить за тем, в каком режиме трудится надомник: его интересует лишь своевременная сдача продукции.

Сегодня удалённая занятость вышла за стандартные рамки. Огромному количеству тех, кто трудится на «удалёнке», для работы нужен лишь телефон да компьютер с Интернетом. Соответственно, забота работодателя об оборудовании минимальна, а вот вопросы регулирования времени, которое такие сотрудники должны уделять работе, напротив, выходят на первый план. Всё чаще происходит так, что сотрудник и работодатель находятся в разных городах. Это тоже требует определённого законодательного регулирования. Наконец, многие «дистанционники» (например, журналисты или специалисты в области информационных технологий) всё громче заявляют о том, что трудятся наравне с теми, кто ежедневно приходит в офис, – а значит, имеют право на такие же социальные гарантии и охрану труда. Словом, поле для деятельности законодателей довольно широкое.

О необходимости законодательно закрепить понятие «удалённая занятость» первыми заговорили представители Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Это предложение содержалось в пакете подготовленных ими поправок в Трудовой кодекс. Напомним, что многие из них вызвали резкое неприятие и профсоюзов, и рядовых работников, и руководителей страны. Речь шла о существенной либерализации трудового законодательства в пользу работодателя: облегчении процедуры увольнения работников, более широком применении срочных трудовых договоров, а также о необходимости трудиться 60 часов в неделю. Кроме того, в конце прошлого года началась бурная дискуссия по поводу легализации заёмного труда («АН» подробно писали об этих событиях в материалах «Работа превратится в каторгу» в №45 от 17 ноября 2010 г., «Кодекс раздора» в №16 от 27 апреля 2011 г., «Работник напрокат» в №44 от 10 ноября 2011 г.). Обсуждение самых одиозных новшеств отодвинуло на первый взгляд незаметную проблему регулирования удалённой занятости на второй план. Однако в начале декабря прошлого года власть имущие заявили, что этот вопрос будет рассмотрен Госдумой в ближайшее время – тем более что сейчас возражений нет ни у представителей правительства, ни у профсоюзов.

Дискуссия начинается

На данный момент обсуждаемая поправка больше отвечает интересам работника. Во-первых, предполагается, что сотрудник сможет сам распределять своё рабочее время. Во-вторых, новые нормы закрепят право «дистанционного» работника заранее оговаривать длительность отпуска: соответствующий пункт появится в трудовом договоре. Однако профсоюзы всё равно не намерены расслабляться:  обсуждение наверняка не будет абсолютно спокойным.

«Интерес обоюден, – рассуждает Игорь Ковальчук, руководитель Конфедерации труда России, член Трёхсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений.  Работники, которые трудятся вне рабочего места, хотели бы получить гарантии социальной защищённости, работодатели жаждут закрепить ответственность «удалённых» сотрудников за срыв сроков или некачественно выполненную работу (сейчас наказать горе-фрилансера за труд «спустя рукава» очень сложно). Поэтому одни будут сражаться за права, другие – за обязанности. Впрочем, в данной ситуации это закономерно. При этом лично я дорожил бы самим фактом согласия трёх сторон. Эту ситуацию можно без преувеличения назвать уникальной».

Тем не менее рассмотрение проекта поправки в Госдуме в ближайшее время может ещё и не состояться. Окончательный вариант будущей нормы должно внести Минздравсоцразвития. Однако по существующим правилам ведомство не может этого сделать, не получив положительного заключения специального учреждения – Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве России. В конце прошлого года в ряде СМИ появилась информация о том, что специалисты института резко раскритиковали предложенный Минздравом вариант. Сведений о благополучном преодолении противоречий пока не поступало.

Актуальный аргумент

Роман РОМАНОВСКИЙ, внештатный журналист, г. Калининград:

– Конечно, социальные гарантии – это здорово. Но, если поправка наделит работодателей дополнительными обязательствами, жизнь «вольных художников» только осложнится. Сейчас общение с удалёнными работниками проходит по простой и удобной схеме: сделали взаимовыгодное дело и разбежались. Новые обязанности, которые появятся у редакций, приведут к тому, что к нам станут реже обращаться. Или же предпочтут «привязывать» журналиста к редакции, работая с ним на постоянной основе. А это в корне убивает главную идею такой занятости – возможность лёгкой смены места работы.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram