«Аргументы неделi» продолжают следить за ситуацией в сфере творческого образования. Именно «АН» первыми забили тревогу, рассказав читателям о бедственном положении «музыкалок» и «художек». Нас поддержали выдающиеся мастера культуры и более 3 тыс. читателей, оставивших на сайте газеты подписи под Открытым письмом. На этот раз повод для обращения к теме – более чем радостный. Совет Федерации одобрил два закона, которые решают целый ряд проблем, касающихся детских школ искусств и творческих вузов.
Первый закон кардинально меняет положение многочисленных музыкальных и художественных школ. В законе «Об образовании» наконец появилось понятие «детская школа искусств». Отныне музыкальные и художественные школы становятся полноправными образовательными учреждениями, имеющими свои учебные программы и требования к аттестации выпускников. Не менее важно, что «музыкалки» и «художки» теперь находятся в совместном ведении Минобрнауки и Минкультуры. Раньше работой ДШИ «рулили» исключительно чиновники от образования, которые далеко не всегда разбирались в специфике творческих школ.
Также документ корректирует систему финансирования школ искусств. Учреждения смогут получать средства не только из муниципального, но и из регионального бюджета. Возможно, это спасет жизнь многим творческим школам, которые раньше массово закрывались из-за нехватки денег в местной казне.
Второй закон адресован высшим учебным заведениям творческой направленности. Он наводит порядок в сфере послевузовского образования (о сложной ситуации в этой области «АН» подробно писали в материале «Театр абсурда имени Фурсенко» в марте 2011 года). Документ закрепляет понятие ассистентуры – особой, «творческой» аспирантуры. Итогом учебы в ней должна стать не традиционная диссертация, а художественное произведение (например театральная постановка). Кроме того, после окончания ассистентуры появится право преподавать в творческих вузах.