Согласно российскому законодательству, в каждой школе, училище и детском саду обязательно должен быть медицинский кабинет, где дежурят врач или медсестра. Но практика показывает, что здравоохранение в учреждениях образования сегодня находится далеко не в лучшем положении.
Одна медсестра на 1200 детей
Так, в июле этого года сразу в нескольких детских садах Красноярска были обнаружены лекарства со сроком годности, истекшим два года назад. При этом все препараты использовались для лечения детей, и трагедии не случилось только по счастливой случайности. Также просроченные лекарства нашлись сразу в трех школах Воронежа, в том числе в престижной гимназии им И.С. Никитина. А в результате проверки школьных медпунктов в Абакане (Республика Хакасия) было вынесено аж 27 прокурорских представлений о необходимости устранить нарушения.
Как рассказал руководитель НИИ охраны здоровья детей и подростков РАМН Владислав Кучма, сегодня организация медпомощи в школах и садиках находится в ведении Минобрнауки. Это ведомство делегировало свои обязанности областным и районным управлениям образования. Однако медицина для чиновников от образования, как и следует ожидать, в число приоритетов не входит. Этим крайне недовольно Минздравсоцразвития, которое занимается охраной здоровья всех граждан, за исключением здоровья ребятишек во время занятий в образовательных учреждениях.
«Летом специальной рабочей группой Минздравсоцразвития был разработан и утвержден Порядок оказания медицинской помощи в детских учреждениях, - рассказывает В. Кучма. - Там предусмотрено все до мелочей - от стандарта оказания медицинской помощи до перечня необходимого оборудования. Но на подпись министру здравоохранения и соцразвития Татьяне Голиковой документ подать нельзя, потому что на данный момент Порядок противоречит закону «Об образованиии», где говорится о полной власти регионов. Мы очень надеемся на то, что в Минобрнауки пойдут нам навстречу.
Таким образом, состояние здравоохранения в детских учреждениях зависит от степени ответственности региональных и муниципальных властей. К сожалению, в целом по стране картина весьма невеселая. По стране детские учреждения укомплектованы медперсоналом всего на 40%. По действующим нормативам, один медработник должен обслуживать 1200 детей. Если ребят в школе меньше, медсестра или врач должны контролировать две школы, проводя в каждой по три дня в неделю. Поэтому не исключено, что в нужный момент медработника в школе не окажется вообще.
Кроме того, в медпунктах чаще всего работают пенсионеры, которые по состоянию здоровья уже не могут трудиться в поликлиниках. Несмотря на то что школьные врачи выполняют те же функции, что и участковые педиатры, никаких дополнительных надбавок им не полагается (хотя объем работ порой такой же). Не хватает даже простейших лекарств! Так, в одной из школ Воскресенского района Московской области осенью собирали по 100 руб. с класса на зеленку, анальгин и градусники для медкабинета.
Позитивный аргумент
В некоторых регионах страны чиновники подходят к охране здоровья детей очень ответственно. Например, можно позавидовать школьникам Медынского района Калужской области. Там работают восемь школ - две городских и шесть сельских. В городских есть штатные медики, а сельские учащиеся прикреплены к местным фельдшерским пунктам (так как в малокомплектных школах кабинеты разрешено не открывать). Все профилактические осмотры и прививки проводятся в срок, идет постоянный контроль за здоровьем детей. По словам заместителя руководителя отдела образования Медынского района Калужской области Татьяны Афанаскиной, в недавний «гриппозный» сезон медики сработали столь эффективно, что ни одну школу не пришлось закрывать на карантин.
Закрыть нельзя, помиловать
Единственное, что сделано на государственном уровне для контроля за школьным и детсадовским здравоохранением, - это лицензирование медицинской деятельности в детских учреждениях. Медкабинеты в детских садах автоматически лицензируются тогда же, когда получает лицензию само дошкольное учреждение. Школам сложнее: там медкабинет лицензируется как отдельное учреждение. За наличием и своевременным обновлением лицензий обязаны следить региональные учреждения Росздравнадзора. В теории все медкабинеты, не имеющие лицензий, Росздравнадзор должен закрывать. Но этот порядок не соблюдается почти нигде.
«Сейчас мы в нашей области развернули масштабную проверку школьных медкабинетов. Результаты ужасают, - говорит Татьяна Мохамед, исполняющая обязанности руководителя Управления Росздравнадзора по Вологодской области. - Лицензий нет у 90% медкабинетов. Кое-где работают люди, у которых единственный документ о медицинском образовании - свидетельство образца 1969 года об окончании медицинских курсов Международного Красного Креста. Но оставить школу без кабинета мы не можем».
Специалисты Росздравнадзора могут только беседовать с представителями районных управлений образования, доказывая им, что лицензия необходима. Но те разводят руками: мол, рады бы, да не можем. Требования, которым должен соответствовать медицинский кабинет для получения лицензии, достаточно жесткие. Вплоть до того, что там должен быть сделан свежий ремонт! Вот и получается, что на одну школу не в самом богатом райцентре приходится один градусник и одна медсестра постпенсионного возраста.