С 1 января 2010 г. в России кардинально меняется порядок оплаты жилищно-коммунальных услуг. Россиянам придется вносить коммунальные платежи в полном объеме. При этом льготникам обещают ежемесячную компенсацию в размере положенной им скидки. Чего ждать от второй волны монетизации?
Молчишь? Мы идем к тебе!
Попытка перевести льготы в сфере ЖКХ в денежные выплаты в России уже предпринималась. Так, четыре года назад, согласно постановлению Правительства РФ от 14 декабря 2005 №761 г., были монетизированы субсидии - скидки для россиян, у которых траты на оплату услуг ЖКХ превышают определенный процент от общего дохода семьи. Теперь дошла очередь и до льгот - скидок для ветеранов войны, труда, инвалидов и других особых категорий граждан. Нынешнее мероприятие гораздо масштабнее предыдущей «коммунальной» монетизации, так как льготников в стране намного больше, чем тех, кто имеет право на субсидию.
Как рассказала ведущий специалист отдела социальной защиты населения Саратовского района одноименной области Екатерина Толкунова, монетизация коснется всего диапазона коммунальных платежей (за электроэнергию, тепло, воду, газ, жилое помещение). Расчет и перевод средств будут осуществляться ежемесячно, до пятого числа. Способ получения компенсации каждый льготник выбирает самостоятельно. Для этого нужно прийти в районное Управление социальной защиты и написать заявление о том, как именно желаешь получать положенные деньги: на банковский счет, на социальную карту, на дом вместе с пенсией. «Молчунам» деньги перечислят на пенсионный счет или принесут домой.
Несмотря на то что новый порядок еще не вступил в силу, уже появились недовольные. Сильнее всего реформы боятся управляющие компании - получатели коммунальных платежей. «Даже если число неплательщиков не вырастет, управляющие компании окажутся в проигрыше, - говорит Максим Белоцкий, заведующий отделом развития ГУП «Вычислительный центр коллективного пользования», который занимается вопросами «коммунальных» льгот в г. Санкт-Петербурге. - Неплательщики, которые раньше не вносили половину стоимости «коммуналки», теперь будут не вносить полную ее стоимость. При этом власти субъекта управляющим компаниям ничем помочь не смогут. Нет 100%‑ной оплаты - нет и 50%‑го возврата из бюджета».
Хорошо, да не вовремя
В регионах должны быть монетизированы все льготы на оплату «коммуналки». Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ» выделяет субъектам федерации средства на капитальный ремонт и переселение из ветхого и аварийного жилья только в том случае, если в регионе принят и с 1 января 2010 г. вступит в силу местный закон о замене льгот на ЖКХ денежной выплатой. По словам сотрудника Фонда Григория Волкова, такой порядок прописан в ст. 14 Федерального закона №185.
Таким образом, местным властям отступать некуда. Если они не монетизируют «коммунальные» льготы, они лишатся финансовой поддержки Фонда. Возможно, им даже придется вернуть средства, выделенные им ранее этой госкорпорацией.
Ситуация осложняется тем, что в некоторых регионах принятые законы о монетизации противоречат другим актам на эту тему. Так, кое-где уже возникли проблемы с выплатой льгот бюджетникам, живущим на селе. Сельские врачи и педагоги, по ранее действовавшему местному законодательству, должны были получать компенсацию за дрова и уголь каждый месяц. В новый закон о монетизации попала норма о том, что выплаты полагаются им раз в год. Другими словами, бюджетникам придется с января по декабрь платить за топливо из своего кармана.
«Главная беда в том, что российская жилищно-коммунальная нормативная база сформировалась тогда, когда о монетизации никто не слышал. Поэтому законодательство не учитывает массы нюансов, - добавляет Александр Дерюгин, специалист Центра фискальной политики, который занимается исследованиями межбюджетных отношений. - Более того, в самой схеме работы ЖКХ масса недостатков. Например, в доме, которым занимается управляющая компания, много злостных неплательщиков. Покрыть их долги местные власти не вправе. В результате от недоимок страдают все жители этого дома, поскольку на нормальное обслуживание жилья не хватает средств. Вместе с тем выселить неплательщиков из их квартир практически нереально, поскольку Жилищный кодекс РФ запрещает продавать за долги жилье, в котором прописаны дети. А дети прописаны в большинстве российских квартир. Так одно цепляется за другое, и проблемы остаются без решения. На мой взгляд, просто глупо начинать монетизацию без масштабной реформы всего жилищного законодательства».
Столичный аргумент
В 2009 г. монетизацию льгот ЖКХ попробовали ввести в Москве. «Мы долго готовили реформу. Можно сказать, «рожали» ее 9 месяцев, - рассказывает Сергей Серков, сотрудник Центра жилищных субсидий г. Москвы. - В результате механизм был настолько хорошо отлажен, что к нам не поступило НИ ОДНОЙ жалобы от граждан за три месяца, пока мы монетизировали услуги ЖКХ».
Несмотря на это реформа, начавшись в январе 2009-го, в марте неожиданно закончилась. «У Правительства Москвы были свои причины на то, чтобы отказаться от монетизации, - рассуждает Сергей Серков. - Раньше, когда город переводил деньги на счета управляющих компаний, была возможность при необходимости слегка придержать платежи или внести оплату частично. Монетизация заставила раз в месяц доставать из бюджета огромные суммы, потому что задержка выплат немедленно привела бы к социальному взрыву. В условиях кризиса такой порядок оказался неприемлемым».
Как заявила недавно вице-мэр Москвы Людмила Швецова, в столице в 2010 г. монетизации по-прежнему не будет. Москва - единственный регион, который может себе это позволить: капитальный ремонт и переселение из аварийного жилья ведутся исключительно на городские деньги.