Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Соцпакет № 45(183) от 12.11.2009

Думайте сами, решайте сами

Центр все активнее передает полномочия регионам

, 19:29

Согласно проекту федерального бюджета на 2010 г., по части государственных обязательств будет отвечать не центр, как это было раньше, а регионы. Теперь на местах станут решать вопросы, связанные со средним специальным образованием и финансированием ряда льгот, - в частности субсидий на оплату детского сада. В верхах этот процесс именуют расширением полномочий регионов. Что скрыто за этой красивой фразой?

Как объяснил Александр Дерюгин, заместитель руководителя Центра фискальной политики, занимающегося исследованиями в области межбюджетных отношений, процесс передачи полномочий из центра в регионы идет давно и с каждым годом набирает обороты. Так, 10 лет назад в компетенцию регионов перешли вопросы, связанные с выплатой детских пособий. За ними последовали архивное дело, лесное дело, иммунопрофилактика, льготное обеспечение лекарствами. Сегодня регионы координируют около 90 направлений государственной политики.

В Бюджетном кодексе РФ есть статья, согласно которой делегирование полномочий должно в обязательном порядке сопровождаться предоставлением средств на реализацию этих полномочий - так называемых субвенций. Рассчитывают субвенции министерства, потом через систему казначейств деньги опускаются в регионы и муниципалитеты. Потеряться по дороге средства не могут, так как в стране налажен строгий порядок контроля за движением денег по всей вертикали - от министерства до сельского района. В верхах считают, что передавать полномочия полезно для дела, потому что губернаторы лучше знают проблемы своего региона. Также этот процесс способствует сокращению чиновничьего аппарата - не надо содержать за госсчет региональные представительства федеральных ведомств.

Но практика доказывает обратное. Почти во всех случаях после передачи полномочий государственных денег начинает не хватать. Когда центр передает региону полномочия, сумма, выделяемая государством на то или иное направление, не увеличивается. При этом у региона неизбежно появляются новые статьи расхода - например, траты на содержание аппарата контроля за прохождением государственных средств.

«Функционирование сложного механизма предоставления субвенций привело к такому негативному явлению, как «деньги в пути», - комментирует Александр Дерюгин. - Чтобы средства двигались, нужна масса согласований, подписей, отчетов. Например, если один чиновник в федеральном министерстве ушел на больничный, а от его подписи зависит дальнейшее движение средств, механизм останавливается на неопределенный срок. Отсюда и задержки зарплаты на полгода, которые в России не редкость».

Механизм расчета субвенций также далек от совершенства. Например, во времена печально известной монетизации федеральные власти «насчитали» в стране 12 млн. льготников. Средства в бюджете заложили исходя из этого количества. Когда закон вступил в силу, выяснилось, что претендентов на выплаты от государства на 3 млн. больше!

«В Правительстве России, безусловно, осознают, что выделяемых денег недостаточно, - говорит Наталья Зубаревич, заместитель директора Центра независимых социальных исследований. - Единственный выход у регионов - поднять внутреннюю ситуацию под существующие финансовые рамки.

По словам Дерюгина, сегодня российское правительство держит курс на то, чтобы отказаться от субвенций, почти полностью отдав регионам финансирование некоторых направлений. Государственная поддержка в этом случае превратится в дотирование - то есть в выделение средств без указания конкретной цели. С дотированием власти уже играли: в 90-х, например, региональным бюджетам перечисляли средства на разные нужды, в том числе на детские пособия. Все закончилось тем, что в 1991 г. задолженность перед гражданами по выплате «детских» денег составила 30 млрд. рублей! В некоторых областях пособия не платили по 2-3 года. А все потому, что губернаторы получали федеральные средства на детей в общей массе трансфертных сумм. «Вычленять» целевые средства не спешили - пускали их на латание других дыр в бюджете.

С государственной помощью из долговой ямы удалось выбраться, и сегодня регионы снова платят «детские» пособия самостоятельно. Правда, в России есть регионы (например Липецкая область), где пособие на ребенка составляет 150 рублей... Можно ли воспитать на такие деньги детей, довольных властями? Тем более странно, что в регионы собираются перебросить управление системой среднего специального образования, развитие которого как важнейший приоритет госполитики обозначил премьер В. Путин.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram