Аргументы Недели → Соцпакет № 42(180) от 22.10.2009

Интернет для бабы Нюры

, 18:28

За что боролись?

Рядовым россиянам «Электронная Россия» должна была дать в первую очередь быстрый и удобный доступ к информации органов власти всех уровней: от правительства РФ до сельской администрации. Щелкнул кнопкой и узнал, какой чиновник отвечает за то или иное дело, по какому телефону до него можно дозвониться и в какое время прийти на прием. Можно, не тратя время, задать свой вопрос в интернет-приемной и получить быстрый ответ.

Главная «фишка» программы - возможность получать услуги в электронном виде. Например, оформление пенсии или права собственности может превратиться в отправку в нужную инстанцию письма с необходимыми сведениями, после чего спустя некоторое время заявителя пригласят для получения готового документа.

Также программа предусматривает выпуск универсальных электронных карт с массой функций: от получения пенсии через банкомат до возможности расплачиваться в общественном транспорте. Сказка, да и только! Но, к сожалению, сказка в масштабах страны былью пока не стала.

«Единственная функция, которая худо-бедно реализуется в рамках «Электронной России», - информационная, - говорит директор Института развития свободы информации Елена Голубева. - Официальными сайтами обзавелось 99% властных структур всех уровней. Однако большинство из них представляют собой лишь телефонно-адресный справочник. Кроме того, информация, размещенная на электронных страницах, часто является устаревшей или не соответствующей действительности».

По словам Голубевой, хуже всего дело обстоит с возможностью напрямую пообщаться с чиновниками через Интернет. Так, всего 30% сайтов региональных и муниципальных органов власти имеют интернет-приемные, почти нигде нет форумов, на которых посетители могли бы задать острые вопросы или обсудить события.

«Недавно специалисты нашего института решили проверить, насколько надежна отправка писем через Интернет, в том числе с просьбой личного приема, - добавляет Голубева. - Письма были разосланы на сотни адресов, найденных на официальных сайтах. Подтверждение того, что письмо получено и принято к рассмотрению, пришло лишь в двух случаях - с сайтов правительства и президента. Остальные послания ушли в никуда. Ответа на них мы так и не получили».

По планам разработчиков программы, на сайтах должна публиковаться вся документация ведомства: от бюджета на год до отчетов по средствам, потраченным на ремонт кабинетов. Но такие сведения не найти почти нигде. Не спешат делиться информацией и федеральные ведомства. Например, на сайте Ростехрегулирования невозможно получить доступ к ГОСТам. Ссылка на странице имеется, но она не открывается.

По городам и весям

Самым «электронным» регионом России по праву считается Республика Татарстан. В рамках программы «Электронный Татарстан 2005-2010» у республиканских и муниципальных госструктур созданы портал «Электронного Правительства» с интернет-приемной, межведомственная система электронного документооборота с цифровой подписью, системы видеоконференцсвязи. Запускается ИТ-парк. Жители республики могут оформлять и менять через Интернет заграничные паспорта. В сельских районах активно устанавливаются инфоматы, с которых можно получить бесплатный доступ ко всем государственным услугам.

«Сейчас у нас уже 50 таких инфоматов, будет гораздо больше, - говорит в интервью «АН» Фарит Фазылзянов, министр информатизации и связи Республики Татарстан. - Кроме того, в будущем мы планируем оснащать инфоматы системами видеосвязи, чтобы люди имели возможность напрямую общаться с руководителями любого уровня».

Единственное пожелание Татарстана, - усилить координацию программы на федеральном уровне, используя из успешный опыт. По словам Фазылзянова, из‑за отсутствия единой организационной и технологической политики сегодня каждый регион ведет работы по реализации «Электронной России» самостоятельно. «Мы ежегодно тратим на программу 500 миллионов рублей из регионального бюджета, - говорит Фазылзянов. - Федеральные деньги мы последний раз видели в 2006 году. Поэтому немудрено, что в других менее благополучных регионах программа может и пробуксовывать».

Действительно, другие регионы страны Татарстану могут только позавидовать. Так, в Астраханской области финансовые сложности не дают наделить социальные карты новыми функциями - например возможностью обойтись без бумажных рецептов при получении лекарств. В Ивановской области все органы власти, включая органы сельских поселений, обзавелись официальными сайтами. Но далеко не все сельские почтовые отделения имеют пункты общественного доступа к сети Интернет. Пункты общественного доступа в Интернет в Московской области, оборудованные в рамках реализации «Электронной России», часто отпугивают потенциальных посетителей заоблачными ценами. Например, в Воскресенском районе Подмосковья час работы в сети Интернет в почтовом отделении обойдется в 300 рублей.

Недавно переработанный вариант Федеральной целевой программы «Электронная Россия» направлен вопреки здравому смыслу не на решение этих проблем, а на передел средств, выделенных на реализацию программы. «Наверху» активно выясняют, кому «достанутся» 1,34 млрд. руб., заложенных в бюджете 2010 г. на «Электронную Россию». О расширении списка электронных услуг или более широком охвате речи не идет. Так что для «бабы Нюры» из российской глубинки Интернет еще долго останется абсолютно виртуальной реальностью.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram