Аргументы Недели → Соцпакет № 36(174) от 10.09.2009

К врачу через кассира

, 18:41

Полноценного закона, регламентирующего работу системы здравоохранения, в столице до сих пор нет. Работа поликлиник и стационаров определяется многочисленными постановлениями Правительства Москвы и нормативными актами Департамента здравоохранения, которые порой противоречат друг другу. Сейчас в Мосгордуме разрабатывается новый закон «Об охране здоровья в г. Москве», который в теории должен эти противоречия устранить и привести систему медобслуживания в столице к единому знаменателю. И, как выразился замруководителя столичного Департамента здравоохранения Иван Лешкевич, закрепить все «позитивные» достижения столичного здравоохранения.

Под «позитивным» чиновники кроме прочего понимают право брать деньги за лечение. Эксперты справедливо опасаются, что даже упоминание о возможности лечить за деньги на законных основаниях приведет к тому, что бесплатная медицина в городских поликлиниках и стационарах значительно сдаст свои позиции. Более того, по мнению главы Лиги защитников прав пациентов Александра Саверского, легализация платных услуг в муниципальных учреждениях здравоохранения - прямое нарушение 41-й статьи Конституции РФ, в которой четко сказано, что медицинская помощь должна оказываться гражданам бесплатно.

Несмотря на это платные услуги в государственных поликлиниках и стационарах в законопроекте не только легализовали, но и смешали с бесплатными. В документе не указано, какую услугу считать дополнительной (и, следовательно, платной), а какую основной (и бесплатной). Нет такого определения и в федеральном законодательстве.

 «О том, что такое дополнительная услуга, не знают ни чиновники, ни врачи в поликлиниках, - говорит Алексей Старченко, ответственный секретарь Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре. - Например, сегодня повсеместно распространена такая практика: если операцию в районной больнице делает академик, она считается платной дополнительной услугой, потому что, по существующим нормам, ее должен был делать ординатор».

«Мы имели в виду, что не нужно платить за услуги, перечень которых гарантирован по полису обязательного медицинского страхования, - утверждает представитель Департамента здравоохранения Иван Лешкевич. - Другими словами, платными станут только такие услуги, как оформление разрешения на ношение оружия и справок для водительского удостоверения, а также немедицинские услуги - например, дополнительное питание в стационаре». Впрочем, г-н Лешкевич только высказал свое мнение, поскольку в документе ОМС вообще не упомянуто.

В ст. 25 будущего закона есть только такая формулировка: «Платные медицинские услуги оказываются населению Москвы госучреждениями здравоохранения по медицинским показаниям при наличии лицензии на соответствующий вид медицинской деятельности, разрешения, выданного уполномоченным органом исполнительной власти Москвы (то есть Департамента здравоохранения города. - Прим. авт.) и согласия пациента на получение платных услуг». Учитывая, что на принятии ст. 25 в такой редакции настаивает сам столичный здравдепартамент, получить его разрешение на оказание платных услуг поликлиникам будет несложно. За согласием напуганного болезнью пациента дело тоже не станет. А лицензия - дело техническое. Так можно и за анализ крови плату собирать... Тем более в кризис, когда у поликлиник и стационаров почти нет денег.

В новом законе «Об охране здоровья в г. Москве» есть еще несколько недоработанных идей. Так, за горожанами предложено закрепить право приглашать в муниципальную поликлинику стороннего специалиста для проверки того, насколько качественно оказана медицинская услуга. Также планируется ввести добровольное страхование профессиональной ответственности в муниципальных поликлиниках и стационарах. Оно подразумевает, что пациент, пострадавший от некомпетентного врача, может рассчитывать на компенсацию.

«Предложения выдвигаются хорошие, но никто не думает о том, как обеспечить условия для их реализации, - считает Алексей Старченко. - В законе нет ни слова о том, кто будет финансировать страховой механизм. Кроме того, речь идет исключительно о добровольном страховании. А если все врачи в массовом порядке откажутся? Получается, инициатива пропадет?»

 «Я очень ждал предложений по регламентации детского здравоохранения - в частности, уточнения порядка диспансеризации и правил обеспечения детей льготными лекарствами. Ждал и не дождался, - говорит Владимир Покровский, представитель Европейского института реабилитации детей. - На мой взгляд, это очень серьезный недостаток законопроекта».

Тем не менее в таком сыром виде проект закона «Об охране здоровья в г. Москве» прошел первое чтение и общественные слушания. Мнения экспертов из общественных организаций, раскритиковавших закон, пока не учли. Второе и третье чтения состоятся в последние дни работы нынешнего созыва Мосгордумы, то есть прямо перед выборами 11 октября.

Ситуация может развиваться по двум сценариям. Либо документ отправят на доработку, и он будет рассмотрен новым составом Мосгордумы. Либо (что более вероятно) депутаты вычеркнут из проекта все спорные статьи, чтобы избежать скандала прямо перед выборами. Но этот вариант развития событий едва ли не хуже, чем принятие закона в редакции первого чтения. Потому что, приняв такой документ, депутаты еще надолго закроют вопрос о доскональной регламентации платного и бесплатного здравоохранения в столице, оставив нерешенной массу проблем, которые, было, начали выплывать на поверхность...

Аргумент депутата

«Беда в том, что у нас нет общефедерального закона о защите прав пациентов. Пока его не будет, ни один региональный нормативный акт в полной мере пациентов не защитит», - говорит Людмила Стебенкова, депутат Московской городской Думы.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram