В советское время система талонов была призвана уничтожить очереди у кабинетов и сделать так, чтобы врач, приняв за день строго определенное количество пациентов, смог уделить каждому достаточное внимание. Тогда талоны успешно регулировали «пациентопотоки». Помимо городских поликлиник было огромное количество медико-санитарных частей при заводах и учреждениях. Они обслуживали значительный процент населения, и поэтому поликлиники не были перегружены.
После перестройки медсанчасти начали в массовом порядке закрываться, количество врачей в муниципальных учреждениях резко сократилось, а число пациентов выросло. В результате талонная система перестала решать поставленные перед ней задачи. Она закрыла россиянам доступ к удобному, а главное - своевременному обслуживанию.
«Если бы была возможность отменить талонную систему, мы бы это давно сделали! - говорит Анжелика Лукина, исполняющая обязанности начальника управления здравоохранения Абинского района Краснодарского края. - Но что мы можем сделать, если у нас эндокринолог один на район? И такая ситуация не только с этим профилем обслуживания. Мы вынуждены давать талоны даже на лабораторные исследования: не хватает ни специалистов, ни оборудования».
Жителям Абинского района еще повезло. В единственной поликлинике райцентра Качканар в Свердловской области без талона не то что кровь не сдашь - даже к участковому терапевту не попадешь. Причем получить талон за день до приема невозможно: запись начинается за неделю, и талоны разлетаются в течение нескольких часов. К терапевту хоть можно записаться в любой день недели, а талоны к офтальмологу или хирургу выдаются один раз в неделю - по понедельникам. В итоге приема порой приходится ждать несколько недель.
«Мы заложники заколдованного круга, - жалуется Галина Елина, заведующая участковой службой Качканарской поликлиники. - Люди не успевают получить талон и вызывают врача на дом, хотя могли бы прийти в поликлинику сами. Это, в свою очередь, приводит к тому, что врачу нужно выделять больше времени на вызовы. Следовательно, сокращать часы приема». А куда их еще сокращать, если в поликлинике по штатному расписанию должно быть 16 терапевтов, а трудится всего 8?
В областных центрах кадровая проблема стоит не так остро. Так, в городской поликлинике №1 г. Вологды талоны в регистратуре дают только определенным категориям - например, беременным или тем, кто проходит медицинский осмотр для определенных целей. Остальных сначала обязательно должен осмотреть терапевт. Он и определит, к какому специалисту нужно направить пациента.
По словам главного врача поликлиники Владимира Богатырева, терапевтов в их учреждении достаточно, с нагрузкой они справляются. Зато к профильным специалистам идут только те, кому это действительно необходимо. Опыт показывает, что на приеме у терапевта отсеиваются около 30% больных, которые пошли бы на прием к другим врачам в обход терапевта и поняли бы, что пришли «не по адресу». Их недуг может диагностировать и вылечить участковый врач. Такая система работает около 4 месяцев, претензий пока не было ни от персонала, ни от больных.
По словам представителя крупной страховой компании, работающей в системе обязательного медицинского страхования Алексея Старченко, корень проблемы в том, что врач финансово не заинтересован в том, сколько больных он вылечит. Поэтому специалисты и позволяют себе принимать один-два раза в неделю по несколько часов. «Нужно сделать так, чтобы деньги, которая страховая компания платит за пролеченных больных, не делились в поликлиниках поровну между управленцами и врачами, а в большей части доставались именно докторам. Тогда работать врачу станет прибыльно, в больницы придет нужное количество специалистов и в талонах не будет необходимости», - считает Старченко.
«Система талонов выдавливает людей в платную медицину и свято бережет коррупционную систему в поликлиниках, - уверен Александр Саверский, глава Лиги защитников прав пациентов. - Значительное число талонов уходит на сторону, и, возможно, не бесплатно. И бороться с этим надо не на уровне поликлиники, а на уровне государственной политики. В медвузах надо обязательно учить менеджменту, чтобы новоиспеченный сотрудник поликлиники знал, как грамотно распределить поток больных, как организовать время приема. В наших поликлиниках основная масса заведующих - тетки с сорокалетним стажем. Они «передают опыт» молодежи, а молодежь просто не знает, что можно по-другому».