«Отдельный случай» не считается
Напомним, что новая система оплаты труда (НСОТ) работников федеральных учреждений начала действовать с 1 декабря прошлого года, когда была отменена Единая тарифная сетка. Заработную плату поставили в жесткую зависимость от квалификации сотрудника и результатов его профессиональной деятельности. Работодателям дали право самостоятельно определять критерии качества работы, размер премиального фонда, порядок поощрения сотрудников. При этом было обещано увеличить фонд оплаты труда на 30%. Изменения коснулись более 3 млн. человек, работающих в государственных вузах и колледжах, музеях и библиотеках, медицинских учреждениях, федеральных службах (Роспотребнадзор, Росстат, МЧС и прочих).
Защищая свое детище, наш собеседник, начальник Управления заработной платы и доходов населения НИИ труда и социального страхования Минздравсоцразвития РФ Сергей ГОРБАРЕЦ говорил исключительно о теории - гладкой, научно выверенной, идеально смотрящейся на бумаге. То, что практика эту теорию с треском опрокинула, в НИИ труда признавать не желали, несмотря на обилие говорящих примеров. Сдвинуть беседу с мертвой точки не получалось ни примерами не дошедших до учреждений 30% бюджетных денег (как это случилось в Поморском государственном университете), ни историями конкретных людей, ощутивших существенное понижение зарплаты. В такую ситуацию попали, в частности, сотрудники методического кабинета по рыбохозяйственному образованию, где три руководителя по новым правилам забрали на свою зарплату более половины фонда оплаты труда.
«Это отдельный случай», - был ответ на каждый из примеров. Но ведь десять отдельных случаев - это уже тенденция! Тем не менее в НИИ труда уверены, что разбираться в ситуации они не обязаны.
«Мы поставили определенные задачи отраслевым министерствам и ведомствам, - утверждает Сергей Горбарец. - Они, в свою очередь, должны были поставить задачи нижестоящим руководителям. Если те не справляются, министерства должны либо наказать их рублем, либо вообще сказать «до свидания».
На вопрос, прозвучало ли такое «до свидания» в адрес хотя бы одного начальника «на местах», ответа не поступило.
Молчат - значит, довольны!
Все слова о массовом недовольстве федеральных бюджетников новой системой Сергей Горбарец категорически отверг. Главным его доводом стало... отсутствие массовых выступлений по этому поводу. Мол, после монетизации народ вышел на улицы - и стало ясно, что реформа нуждается в корректировке. А раз все молчат - значит, все прекрасно.
«У нас в стране прекрасный механизм защиты прав работников, - заявил г-н Горбарец. - Есть инспекция по труду, прокуратура. А они всегда априори занимают позицию сотрудника. Мне лично известны случаи, когда эти инстанции необъективно рассматривали дела, отдавая приоритет работникам!»
В условиях сегодняшнего кризиса заявление звучит как минимум цинично. Работодатели понимают, что возмущаться, рискуя лишиться работы, сегодня никто не будет. Те, кто все же пытается следовать разумному совету нашего собеседника, за это жестоко расплачиваются. В материале «Сотруднику - работу, директору - зарплату» мы опубликовали историю преподавательницы из Новосибирской области Надежды Бычихиной, которая решилась обратиться в инспекцию и прокуратуру - в результате ее уволили. Однако эта ситуация снова была названа «отдельным примером».
В НИИ труда нас уверяли, что ведут контроль за проявлениями недовольства. Однако выяснилось, что сведения институт черпает исключительно из отчетов тех же министерств и ведомств. Происхождение данных никто не проверяет.
Затевая разговор с нашим собеседником, мы надеялись получить ответы на вопросы, поднятые в предыдущих публикациях. Почему, выстраивая систему, не учли возможную некомпетентность руководителей? Почему не создали хотя бы на первое время адекватную систему контроля, понадеявшись на эфемерные мониторинги? Почему не наказывают людей, от которых зависит зарплата тысяч россиян? Все сто тысяч почему остались без внятного ответа.
«Сбои случаются потому, что новая оплата труда высветила немало застарелых проблем, - говорит Сергей Горбарец. - Например, ее введение показало, что у нас очень много сложностей в сфере высшего образования. С подготовкой госслужащих есть проблемы. Их и надо решать в первую очередь. Тогда и НСОТ нормально заработает».
К сожалению, донести до уважаемого разработчика отчаяние тех, у кого в результате введения НСОТ упали заработки, так и не получилось. Может, федеральным бюджетникам действительно стоит выйти на улицы?