Аргументы Недели → Соцпакет № 16(154) от 23.04.2009

Работа из любви к искусству

, 17:06

Кому починят крышу?

Примерно половина детских досуговых учреждений сегодня входит в общероссийскую систему образования и находится под опекой Минобрнауки. Это многочисленные дома детского творчества, клубы юных техников, экологические и туристические организации. По статусу они приравнены к общеобразовательным школам. Формальное различие лишь в том, что педагоги дополнительного образования не имеют права на льготную пенсию за выслугу лет. Однако на практике все учреждения дополнительного образования оказались в положении «бедного родственника» Минобрнауки.

У здания Станции юных техников (СЮТ) в г. Железногорске (Красноярский край) который год протекает крыша. Но средств на капремонт администрация города не дает: деньги в первую очередь выделяют обычным школам. Как рассказала директор станции Зинаида Качалкина, их клуб отодвигают в хвост очереди уже много лет. А мечта о том, чтобы заменить плоскую крышу на скатную, видимо, мечтой и останется.

Мечтать станции приходится и об интерактивных досках, и о современной мебели, которой благодаря нацпроекту «Образование» обеспечены обычные школы. Даже лозунг «каждой школе - даровой Интернет» прошел мимо: выход в Сеть для учащихся СЮТ по-прежнему платный.

«Несколько лет назад все сходили с ума по «лего-роботам», - рассказывает директор СЮТа. - Это сложные технические устройства на основе известного конструктора, мечта любого ученика-технаря. Всем желающим школам «лего-роботов» дали бесплатно. А нам пришлось покупать их на спонсорские деньги».

Заработную плату педагоги учреждений дополнительного образования получают по тарифной сетке. Новая система оплаты труда с ученико-часами и подушевым финансированием их пока не коснулась. Педагоги надеются, что у Минобрнауки хватит здравого смысла не копировать общую систему: ведь насильно, ради увеличения численности, в кружки и клубы детей не загонишь...

Ничье искусство

Школам творческой направленности повезло еще меньше. Они находятся в ведении Министерства культуры, которому школы искусств как будто вообще не нужны.

«В России до сих пор нет Типового положения о школе искусств, в котором был бы четко обозначен статус этих заведений, - говорит Эдуард Дарчинянц, глава Национальной ассоциации учреждений и учебных заведений искусств. - Несколько лет назад его пытались разработать, взяв за основу почему-то Типовое положение о музеях. Однако готовый документ завернули в Министерстве юстиции, обнаружив в нем массу правовых ошибок. В результате школы искусств висят в воздухе, оставаясь ничейными».

«Ничейность» в первую очередь негативно сказывается на оплате труда. Сегодня ставка педагога музыкальной или художественной школы составляет немногим больше 4 тысяч рублей. «Чтобы получить нормальную зарплату, наши педагоги вынуждены работать в 3 смены и находиться на работе с 8.00 до 21.00, - рассказывает Лариса Знаткова, завуч художественной школы в Воронеже. - Доплат, как в средней школе, - например, за проверку тетрадей, классное руководство, - у нас не предусмотрено».

«Когда повышают зарплату педагогам общеобразовательных школ, мы начинаем топать ногами и скандалить, чтобы и про нас вспомнили. Только тогда нам что-то перепадает», - добавляет Эдуард Дарчинянц.

Система оплаты труда, по словам педагогов школ искусств, была сформирована без учета особенностей их работы. «Если педагог занимается с младшими детьми (1-4-й классы музыкальной школы), на ставку ему нужно наработать 24 часа в неделю. Если со старшими - то 18. Абсурд! - возмущается Людмила Беленькая, директор детской школы искусств в Гатчине. - В Минкультуре рассудили, что с маленькими детьми хлопот меньше и программы у них несложные. Может, в средней школе это и вправду так. Но у нас на начальный период приходится 70% всей работы с учеником. К маленьким детям еще и подход особый нужен!»

Чтобы поправить материальное положение сотрудников школ искусств, еще в 1993 г. было принято решение о создании в регионах надтарифного фонда. Он должен был составлять около 25% от общего фонда оплаты труда педагогов. Деньги планировали тратить на оплату работы, которую преподаватель выполняет помимо ведения плановых занятий. Однако деньги, которые выделялись из федерального бюджета, до адресатов не доходили. Региональные власти тратили их по своему усмотрению. В Москве, например, такой фонд вообще решили не создавать. Сегодня надтарифный фонд формально существует, но составляет в среднем всего 10% от фонда оплаты труда.

Без субвенций

Тупиковая ситуация в творческих школах сложилась и с родительской платой. За музыкальные и художественные школы родители платили еще с советских времен. Символическая плата оставалась и в 90-е годы, но для многих семей даже маленькие суммы стали неподъемными. Национальная ассоциация учреждений и учебных заведений искусств выступила за то, чтобы плату отменили, но вместо нее перечисляли субвенции из федерального бюджета.

И вот в 2007 г. музыкальные школы формально были объявлены бесплатными. Но никаких дополнительных средств школам искусств никто не дал. Теперь почти так же часто, как дети, школы искусств посещают работники прокуратуры: несчастные музыкалки поневоле оказались злостными нарушителями закона. Без родительской платы им не выжить, а брать деньги формального права не имеют.

«Нужна совместная структура Минкультуры и Минобрнауки с компетентными специалистами, которые были бы заинтересованы в нормальной работе системы дополнительного образования, - говорит Эдуард Дарчинянц. - Сегодня такой заинтересованности нет. Мы готовы вести диалог, но не с кем!»

«По опыту общения могу сказать: чиновники определенных ведомств реагируют только на знакомые слова, - смеется Олег Димони, глава Всероссийского профсоюза работников образования. - Например, слово «библиотека» в Министерстве культуры знают. Произнесешь «школа искусств» - и у собеседника глаза стеклянные, он «завис». Минкультуры и Минобрнауки, как старому компьютеру, срочно нужна перезагрузка».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram