Наценка больше чем жизнь
Поставщики лекарств и руководители аптечных сетей главной причиной дикого роста цен называют экономический кризис и связанный с ним взлет курса доллара. Огромное количество препаратов на прилавках - заграничные, подавляющее большинство отечественных производится из иностранного сырья. Поэтому, по словам коммерсантов, подорожание валюты неизбежно тянет вверх и рублевые расценки в аптеках. Однако большинство россиян уверены, что причина взлета цен - не столько подорожание валюты, сколько жадность продавцов, устанавливающих огромные наценки.
Оптовики обвинения в стремлении нажиться за этот счет опровергают. «Наша компания накидывает не более 8%, - утверждает вице-президент по развитию крупной дистрибьюторской компании «РОСТА» Рустем Муратов. - Иначе мы не сможем реализовать товар».
«В нашем регионе местная власть разрешает устанавливать на жизненно необходимые лекарства до 50% наценки. Но мы никогда этим не пользовались, понимая, что покупать настолько дорогие лекарства никто не будет, - утверждает руководитель государственной аптечной сети в Мордовии. - Наш экономист рассчитал: оптимальная наценка должна быть не более 34%. Около нее и крутимся».
Однако за таблеткой россиянин идет не на склад, а в аптеку. К накрутке оптовиков добавляется накрутка розничных сетей. Факт завышения цены розничные продавцы не скрывают. По словам генерального директора сети аптек «Доктор Столетов» Светланы Кошелевой, выжить без наценки на все товары в 40-50% сегодня невозможно. Аптечное дело - очень затратное. Из 700 тыс. руб. выручки среднестатической российской аптеки на окупаемость уходит от 400 до 500 тыс. рублей.
Аптеки снизили бы цены только в одном случае - если бы люди проголосовали рублем и перестали покупать чересчур дорогие препараты. Но позволить себе этого россияне не могут: за жизненно важное лекарство они вынуждены платить любые деньги. Есть ли выход из этого порочного круга?
Отчет за каждую таблетку
Российские власти доводам коммерсантов об их порядочности и честности не верят. Чрезмерные аппетиты предпринимателей они считают главной причиной беспорядка на лекарственном рынке.
Президент Дмитрий Медведев в марте этого года призвал «всякого рода посредников» иметь совесть и поручил руководителям регионов разобраться с ценообразованием. На недавней встрече Владимира Путина и Татьяны Голиковой премьер рекомендовал министру здравоохранения и социального развития заставить фармацевтические компании продавать иностранные препараты по той стоимости, которую те декларируют на таможне. Наконец, 2 апреля Росздравнадзор предложил руководителям своих подразделений и органам здравоохранения субъектов РФ ежемесячно предоставлять максимально полные данные о ситуации с лекарственным обеспечением в регионе: от информации о состоянии производства до сведений о количестве бракованных лекарств.
Из мер, направленных на сдерживание цен, самой эффективной обещает быть обязательная регистрация отпускных цен на лекарственные препараты, входящие в перечень жизненно необходимых (около 650 наименований). Кроме того, с 1 января 2009 г. начала действовать статья Кодекса об административных правонарушениях РФ, устанавливающая штраф за завышение регулируемых государством цен. Штраф взимается в размере излишне полученной выручки, умноженной на два. Однако сейчас оштрафовать участников фармрынка по этой статье нельзя, так как Единую методику расчета торговых надбавок Федеральная служба по тарифам до сих пор не подготовила. На это потребуется несколько месяцев.
Между тем фармацевты-коммерсанты такой жесткий государственный контроль считают прямой угрозой их бизнесу. Член Российской ассоциации фармацевтического маркетинга, директор по маркетинговым исследованиям компании «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов уверен: если правительство реализует свои намерения, бизнес сможет работать только при условии получения дотаций из госбюджета. В противном случае Россию ждет коллапс рыночной товаропроводящей цепочки, и в стране не будет вообще никаких лекарств - ни дорогих, ни дешевых. Но о том, чтобы государство дотировало фармотрасль, в высших кругах речи не шло.
В поисках выхода
По мнению некоторых экспертов, улучшить ситуацию с ценами на лекарства могло бы невмешательство государства в эту область. Например, отказ от практики установки предела наценок. Оптимисты ссылаются на пример Самарской области, где местные власти полностью отдали рынок коммерсантам. В результате лекарства стали доступными для всех - спрос показал, сколько именно люди готовы платить. Но с этим согласны далеко не все.
«Рука рынка, которая все отладит, - не более чем миф! - уверен Александр Клепиков, первый заместитель председателя Всероссийского общества инвалидов. - Отказ от вмешательства государства у нас в стране уже привел к тому, что мы сейчас имеем: лекарственный рынок монополизирован несколькими крупными компаниями. Они диктуют условия более мелким распространителям, а в результате страдает вся страна. Государственное регулирование России необходимо. И чем жестче, тем лучше!»
«Пока в России не будет своего фармацевтического рынка, цены на лекарства будут привязаны к курсу доллара или стоимости барреля нефти», - утверждает заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению Константин Титов. То есть ценовой чехарды можно было бы избежать, если бы в России было нормальное собственное производство лекарственных средств и сырья для их изготовления.
Некоторые регионы сегодня предпринимают попытки развивать фармакологическое производство. Например, администрация Санкт-Петербурга готовится выделить земельные участки под возведение фармацевтических заводов, производящих сырье для изготовления лекарств, и уже заявила о возможном предоставлении льгот иностранным компаниям. Но до того момента, когда завод будет построен, пройдет немало времени, да и всю страну лекарствами он вряд ли обеспечит. А может быть, и лечить к тому времени в России будет некого...