С 1 декабря прошлого года россияне, работающие в федеральных бюджетных учреждениях, получают зарплату по новой системе: во многих учреждениях на смену Единой тарифной сетке (ЕТС) пришли профессиональные квалификационные группы и уровни. Изменения коснулись более 3 млн. человек, работающих в государственных вузах и колледжах, медицинских учреждениях, музеях и библиотеках, в федеральных службах (Роспотребнадзор, Росстат, МЧС и прочих). О плюсах и минусах НСОТ рассказывает начальник Управления заработной платы и доходов населения НИИ труда и социального страхования Минздравсоцразвития РФ Сергей Горбарец.
Прощай,наследие 90х!
- Сергей Юрьевич, в чем принципиальное отличие ЕТС от НСОТ?
- Раньше каждому работнику в бюджетной сфере в зависимости от квалификации и сложности труда присваивался один из 18 разрядов ЕТС, в соответствии с которым определялся размер его тарифной ставки (оклада).
Сейчас учреждениям предоставлено право самостоятельно определять условия оплаты труда работников - разумеется, в пределах имеющихся финансовых средств. Им в помощь вышестоящие министерства и ведомства разработали примерные положения. Они носят рекомендательный характер и представляют собой своеобразные «конструкторы», из элементов которых учреждения могут с легкостью построить систему оплаты труда своих работников.
- Зачем было отказываться от привычной и понятной ЕТС?
- ЕТС была хороша тогда, когда вводилась, - в начале 90-х годов. В условиях гиперинфляции государству нужен был механизм, с помощью которого можно было быстро и одновременно индексировать зарплаты всех бюджетников. ЕТС позволяла дифференцировать оплату труда работников в зависимости от квалификации и сложности. При этом она была очень удобна для финансового администрирования.
Бюджетные ассигнования на оплату труда увеличились на 30%.
Но со временем сила стала слабостью. Радостную новость о грядущем повышении зарплат слышали не только бюджетники, но и руководители сферы ЖКХ, менеджеры торговых сетей. Им тоже было приятно узнать о повышении платежеспособности 14,5 миллиона покупателей. Когда работники начинали тратить свою новую «большую» зарплату, выяснялось, что ее покупательная способность не так уж выросла. О том, что государство одной рукой дает, а другой забирает, говорилось много раз.
Новая система позволяет каждому предприятию избежать общей для всех бюджетников точки повышения зарплаты, распределяя ее на определенный период времени.
- Неужели ЕТС отменили только из-за проблем с индексацией?
- Конечно, не только поэтому. «Путь в историю» у ЕТС получился довольно длинным. Еще в 2005 году, когда были разграничены полномочия между Центром и субъектами РФ, применение ЕТС стало для них факультативным. Ряд регионов - в частности, Московская и Ростовская области - быстро соскочил с ЕТС. Часть субъектов, в основном дотационные, просто скопировали и стали ждать федеральной помощи для ее индексации (одновременно с повышением зарплаты работников федеральных учреждений). Другие регионы хотя и взяли ее за основу для построения своих систем оплаты труда, провели адаптацию к местным условиям. Гдето повысили оклады, гдето ввели «губернаторские» надбавки.
- И везде по-разному?
- Именно. В результате в одних регионах федеральные учреждения могли нанять персонал по ЕТС, а в других, например в Москве или Санкт-Петербурге, испытывали большие проблемы. Ведь ЕТС подразумевала, что федеральный работник в Москве должен получать такую же зарплату, как в Тамбовской или Рязанской области. Расширение полномочий руководителей позволяет во многом устранить эту проблему. Кроме того, бюджетные ассигнования на оплату труда увеличились на 30%. Это большой плюс, потому что сейчас, в условиях кризиса, коммерческие предприятия проводят сокращения и снижают зарплаты (кстати, не всегда законно).
Повышение качества для всех
- Каким образом введение НСОТ повысит качество работы?
- С помощью стимулирующих выплат. Да, такие выплаты были и по ЕТС. Но они в основном устанавливались работнику после достижения определенного результата (стажа работы, присвоения квалификационной категории, почетного звания и т.п.). Далее они становились гарантированным дополнением к окладу - как рента за прошлые заслуги. Текущий результат работы на них не влиял - следовательно, не стимулировал к улучшению качества работы. Одна из задач реформы - заменить неэффективные выплаты на мотивированные, повышающие заинтересованность работника в качестве и эффективности выполняемой им работы.
- Другими словами, если работник плохо выполнит свои обязанности, ему меньше заплатят?
- Да. Работнику предлагают заработать стимулирующие выплаты. При этом «приз» становится гораздо больше, так как срабатывают 30% дополнительных бюджетных ассигнований. Вопрос только в том, кто получит дополнительно 10% и кто 50%? В повышении эффективности работы заинтересованы и все мы - получатели услуг.
- Как вы оцениваете результаты реформы?
- Сейчас еще рано подводить итоги. Эта реформа по масштабам и сложности соизмерима с пресловутой монетизацией льгот. Тем не менее после 3 месяцев применения НСОТ недовольства работников не отмечено, как и акций протеста со стороны профсоюзов. Настроение исключительно позитивное.