Аргументы Недели → Соцпакет № 45(131) от 06.11.2008

Долг гражданина

, 15:59

 

 

До 10‑го числа

Часто бывает так: человек приносит долговую платежку и начинает возмущаться: плачу исправно, откуда взялась задолженность? «Разобраться несложно, рассказали в одном из тамбовских расчетно-кассовых центров, - достаточно понять, какого именно числа человек заплатил за предыдущий месяц».

В электронной системе учета платежей есть четкий алгоритм: деньги за минувший месяц она «ждет» только до 10-го числа следующего. Если человек заплатил хотя бы на день позже, эту сумму программа автоматически вносит в разряд долга.

Причиной проблем может стать и задержавшаяся квитанция. «Мы стараемся разносить платежные документы своими силами, но часто приходится прибегать к помощи почты. Поэтому платежки иногда опаздывают, - говорит Валерий Мышьяков, директор МУП ЖКХ г. Брянска. - В любом случае, если вы заплатили после 10-го числа и вам пришла долговая квитанция, вносить платеж повторно не нужно».

По словам коммунальщиков, претензии людей по поводу «незаконных» долгов носят ярко выраженный сезонный характер. Недавно миновал самый «жаркий» период, приходящийся на первые осенние месяцы. В это время расчетные центры атакуют дачники, прожившие все лето вдали от города. Они, как правило, уверены, что за это время городу ничего не должны.

«Это очень распространенное заблуждение, - объясняет начальник Государственного учреждения «Инженерная служба города Москвы» Александр Варев. - За некоторые услуги человек обязан платить фиксированную сумму 12 месяцев в году. К ним относятся: квартплата (официальное название платежа - «за ремонт и содержание жилого фонда»), плата за отопление, коллективную антенну и радиоточку, если вы к ним подключены. Если человек собирается уехать на длительный срок, разумнее всего внести авансовый платеж за несколько месяцев. Чтобы не платить за лифт и вывоз мусора, достаточно предъявить подтверждающий отсутствие документ с печатью - командировочное удостоверение, справку из санатория или отеля, свидетельство о временной регистрации - и этот долг будет списан».

70% ушли в землю

Претензии по внезапно возросшим платежам часто возникают по поводу сумм, начисленных по показаниям общедомовых водосчетчиков. Коллективный счетчик считает всю воду, которая была истрачена жильцами дома в течение месяца, а потом эта сумма делится на количество официально зарегистрированных жильцов. Расход на нелегально проживающих в какой-нибудь квартире гастарбайтеров «раскидывается» на всех жильцов дома. Бывает и так, что вода «теряется» в распределительных сетях - например, уходит в землю из-за протечки труб. Переплата может составлять до 70%! Доказать, что начисленная сумма неверна, практически невозможно. «Самый лучший выход из ситуации - установить себе квартирные счетчики для горячей и холодной воды», - советует Галина Бурова, начальник РЦ «Войковский» г. Москвы.

По закону бесплатные счетчики воды могут быть установлены всем проживающим в муниципальных квартирах, а также собственникам квартир, имеющим субсидии на оплату услуг ЖКХ. Всем остальным счетчики установят за плату. Таких фирм сегодня множество.

Прописан? Плати!

«Неожиданно» вырасти коммунальные платежи могут при регистрации нового жильца - будь то переехавшая из деревни бабушка или родившийся ребенок. По неграмотности люди бегут жаловаться в расчетные центры.

«Непонимание чаще всего появляется из-за убеждения, что плата берется только за квадратные метры, - говорит Александр Варев. - На самом деле есть платежи, которые зависят от числа жильцов. Это водоснабжение, водоотведение, электро- и газоснабжение (если не установлены квартирные счетчики), лифт и вывоз бытовых отходов. За эти услуги сумма делится поровну на всех прописанных».

Тем, кто регистрируют у себя человека, который не собирается там жить, необходимо помнить, что квартирная плата взимается не по месту фактического проживания, а по месту регистрации. Бывает и так, что люди в случае отселения или смерти одного из жильцов забывают их выписывать и сделать в РЦ перерасчет.

Заметки на полях

Павел МОРОЗОВ, глава юридического отдела Всероссийского общества защиты прав потребителей:

- Систему работы в РЦ безгрешной назвать нельзя. Коммунальщикам нужно четче вести разъяснительную работу, более гибко реагировать на изменения тарифной политики и, конечно, повышать квалификацию сотрудников. Из-за низкой зарплаты в РЦ часто приходят работать пенсионеры, осваивающие компьютеры, как говорится, по ходу дела. Так что сбои из-за «человеческого фактора» исключать нельзя. Поэтому с подозрительной платежкой нужно сначала идти в РЦ, а не нести сразу свои кровные в сберкассу.

Справка «АН»

С 1 января 2009 г. льготы по ЖКХ будут монетизированы. Это значит, что в квитанциях у имеющих право на субсидию будет обозначаться полная стоимость услуг. А субсидия в виде денежной суммы будет ежемесячно переводиться на сберкнижки.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram