Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Соцпакет № 37(123) от 11.09.2008

Всех подряд не лечим

«Скорая» приедет не ко всем

, 17:08

 Необоснованный - не значит ложный вызов. Речь идет о тех пациентах, которым действительно нужна помощь, но не экстренная. Их состояние позволяет дождаться прихода участкового врача, а иной раз больные и сами могут дойти до поликлиники. Но зачем куда-то ходить, если можно вызвать «скорую»? В Екатеринбурге людей, размышляющих таким образом, немало. По данным пресс-службы Управления здравоохранения Екатеринбурга, врачи «скорой помощи» около 70 тыс. раз в год выезжают по необоснованным вызовам. В итоге те, кто действительно нуждается в экстренной помощи, ее не получают.

 Чтобы ускорить время приезда медицинской бригады с 23 до 17 минут, в Екатеринбурге звонки, поступающие на операторский пульт, предлагается жестко фильтровать. Так, пациентам с артериальным давлением, температурой, хроническими заболеваниями помощь будут оказывать по телефону. Исключение составят дети до 3 лет и пациенты с гипертоническим кризом. Чтобы исключить скандалы, в поликлиниках будут раздавать специальные брошюры, разъясняющие, в каких случаях нужно вызывать «скорую», а в каких нужно потерпеть.

 Сократить расходы на «Скорую помощь» пытались и в Тевризском районе Омской области. Там пациентам «скорой» приходилось платить за бензин, необходимый для выезда медицинской кареты. Аналогичные меры продвигал мэр Ставрополя, предложивший установить таксу 150 руб. за вызов «скорой». Ветеранам ВОВ, блокадникам и чернобыльцам полагались скидки. После перехода на платную основу в Ставрополе на 40% сократилась среднесуточная нагрузка на бригаду, увеличилась скорость прибытия «неотложки» на место.

 Все эти инициативы, впрочем, натолкнулись на ярые протесты правозащитников, были признаны противозаконными и вскоре отменены. Юристы убеждены, что такая же судьба ждет и екатеринбургский проект. «Консультации по телефону - это просто абсурд, - считает адвокат Лиги защитников пациентов Дмитрий Айвазян. - К нам поступают десятки жалоб на работников «скорой помощи», которые при очном осмотре допустили ошибку. Один фельдшер не смог диагностировать инсульт, хотя у мужичины было кровотечение из уха. Он перевязал голову больного бинтом и уехал. Что уж говорить о заочной консультации! Кроме того, если в городе нет денег, чтобы содержать достаточное количество медицинских бригад для обслуживания всех вызовов, то откуда возьмутся деньги на содержание штата квалифицированных операторов, которые будут давать советы по телефону?!»

 Позиция правозащитников очевидна: нужно закладывать в бюджет больше средств на содержание подстанций «Скорой помощи». Если бригад будет больше, они сумеют выехать ко всем больным, причем помощь придет в кратчайшие сроки.

 Впрочем, у работников «скорой» своя правда. Они не могут понять, почему должны выполнять работу за участковых врачей и тратить свои силы на бессмыслицу. Медики наперебой рассказывают такие случаи. Семейная пара пригласила врачей только потому, что ребенок не хотел ложиться спать. Мужчина вызывал «скорую», потому что у него не было утренней эрекции. Молодые люди трезвонили «03» и требовали, чтобы медики сделали укол снотворного бабушке, которая мешала шумной вечеринке.

 «Необходимо в корне пересматривать систему. Вопросы вызывает все - от взаимодействия звеньев медицинской системы до условий работы диспетчеров, - говорит врач «Скорой помощи» Юрий М. - В Москве, например, существует система фильтрации вызовов. Дежурный врач подстанции имеет право не высылать бригаду, если уверен, что помощь может подождать. Но отказывать пациентам рискуют очень редко. Сотрудники подстанций практически никак не защищены: если придет жалоба, то, скорее всего, врач останется без премии».

 «Фильтрация и классификация вызовов действительно несовершенны. Так, например, диспетчеры опрашивают пациентов по определенному алгоритму, заданному компьютерной программой. Она же и определяет - как быстро требуется человеку помощь, - поделился своим мнением председатель независимого профсоюза работников «Скорой помощи» Александр Степанов. - Но программа не может заменить опыта диспетчеров. Так, например, если пациент - ребенок, программа автоматически назовет вызов первоочередным. Даже если малыш просто плачет».

 Наиболее адекватный выход из ситуации озвучили недавно доктора из Владимира во время профессиональной конференции. Они предложили улучшить взаимодействие скорого и терапевтического медицинских звеньев. Пациентов, которые могут подождать, доктора предложили переключать на поликлиники. Кроме того, они посчитали необходимым вести статистику, чтобы узнать, из каких районов Владимира поступает наибольшее число необоснованных вызовов. Эти данные могут стать основой для обращения в местные поликлиники с целью выяснить, почему пациенту пришлось обращаться в «скорую», хотя ему вполне достаточно было бы визита участкового врача. Только паритетное деление обязанностей между докторами «скорой» и терапевтами смогло бы сделать медицинскую помощь понастоящему быстрой и эффективной.

Статистика

 Московские медики приводят такую статистку: до 40% вызовов в городе необоснованные, 10-15% - ложные, порядка 20% требуют выезда «скорой», но не срочного. Все это приводит к дополнительной нагрузке на медиков, их усталость, в свою очередь, сказывается на качестве медицинской помощи.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram