Ранее Постановление Правительства РФ №605 от 22 сентября 2007 г. гласило: ввести для работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей новые системы оплаты труда с 1 сентября 2007 г. по 31 декабря 2008 года. А до 1 июля 2008 г. по тому же постановлению Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации поручалось внести предложения по установлению базовых окладов. Правда, в постановлении не было прописано, в каком виде должны были предстать предложения 30 июня правительству. Конкретных цифр, расписанных по профессиональным квалификационным группам (взамен единой 18-разрядной сетки), премьер не увидел. Видимо, сей факт и подсказал главе Кабинета министров дать «добро» на сокращение сроков и выделение в 2009 г. на цели перехода 135 млрд. рублей. «Не терять темп», - так определил главную задачу Владимир Путин, напутствуя главу Минздравсоцразвития Татьяну Голикову.
Отступать некуда
В РАМКАХ перехода на новые системы оплаты труда Минздравсоцразвития отвечает за подготовку основных нормативно-правовых актов. Это, во-первых, приказы по профессионально-квалификационным группам и уровням. Они формируются по отраслевому принципу. Их ввод автоматически отменит 18-разрядную уравниловку. Во-вторых, министерство г-жи Голиковой разрабатывает перечень стимулирующих и компенсационных выплат. Последние должны заменить более тысячи видов доплат и надбавок, которыми буквально обросла ЕТС. В-третьих, разрабатывает типовые положения по оплате труда и по составлению трудовых договоров, которые необходимо будет заключать с бюджетниками.
И вот тут выясняется, что сроки реализации постановления №605 сдвигаются практически не на месяц, а на три месяца! До минимума сжатый график обусловлен соблюдением трудового законодательства. В ст. 57 Трудового кодекса РФ записано, что работник должен получить оповещение не менее чем за 2 месяца до подписания нового договора. И к 1 сентября все основные решения должны быть уже приняты непосредственно в федеральных бюджетных учреждениях.
Минздравсоцразвития для ускорения процесса запланировало для федеральных бюджетных организаций обучающие семинары. На базе НИИ труда и социального страхования будут организованы консультативно-экспертные мероприятия для руководителей, кадровых сотрудников и бухгалтеров учреждений.
От частного к общему
ПРИМЕЧАТЕЛЬНО, что уже с 1 января 2009 г. МРОТ будет равен 4330 рублям. По мнению Сергея Горбарца, начальника Управления заработной платы и доходов населения НИИ труда и социального страхования, эта цифра наверняка станет отправной при формировании базовых окладов. «И хотя МРОТ сопоставим с окончательной суммой зарплаты (после всевозможных надбавок), вряд ли кто из руководителей рискнет закладывать работнику 1-го квалификационного уровня 1-й квалификационной группы базовый оклад ниже», - считает один из разработчиков новой системы. А это значит, что работники 2, 3, 4-го уровней будут получать гарантированно значительно выше.
Переход на новые системы оплаты труда будет поддержан дополнительным бюджетным финансированием в размере 135 млрд. руб., что увеличит существующие фонды сразу на 30%. При этом любые последующие сокращения штатной численности, проводимые руководителями на госпредприятиях, не приведут к изменениям фондов оплаты труда, зафиксированных на 1 августа.
Три источника зарплаты
ЗАРАБОТНУЮ плату работника рекомендуется определять, как это предусмотрено постановлением №605, исходя из:
- окладов (должностных окладов), тарифных ставок, ставок заработной платы;
- выплат компенсационного характера;
- выплат стимулирующего характера.
Размеры окладов устанавливаются руководителем госпредприятия на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, а также с учетом сложности и объема выполняемой работы.
Должностной оклад самого руководителя учреждения определяется трудовым договором и составляет 3 размера средней заработной платы работников основного персонала возглавляемого им учреждения.
Оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10-30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.
В расчете средней заработной платы учитываются оклады и стимулирующие выплаты работников (персонала) за календарный год, предшествующий году установления должностного оклада руководителю (компенсационные выплаты при расчете средней зарплаты не учитываются).
Объем средств на оплату труда работников и персонала формируется на календарный год исходя из объема ассигнований федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств, поступающих от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учреждения.
Средства на оплату труда, формируемые за счет ассигнований федерального бюджета, могут направляться учреждением на выплаты стимулирующего характера. При этом начиная с 1 января 2010 г. объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30% средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета.
Средства на оплату труда, поступающие от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (например, медицинское ведомственное учреждение, оказывающее платные услуги медицинско-консультативного центра), направляются учреждениями на стимулирующие выплаты.
Материал подготовлен при участии НИИ труда и социального страхования