В конце февраля Роспотребнадзор в очередной раз обратил внимание на одну из самых наболевших «коммунальных» проблем – вопрос о том, кто и как именно должен бороться с тараканами, мышами, крысами и другими нежелательными обитателями подъездов и прочих мест общего пользования в многоквартирных домах. Ведомство выпустило ряд информационных писем, в которых разъяснило, чьей зоной ответственности является данная сфера и как именно следует решать подобные проблемы.
Как сообщило ведомство, полномочия по борьбе с грызунами и насекомыми сегодня возложены на управляющую компанию, которая курирует конкретный многоквартирный дом. Правда, для осуществления такой деятельности ей необходимо обзавестись соответствующим кодом ОКВЭД (иными словами, прописать в своём уставе, что одним из направлений её деятельности является проведение дезинфекционных и дератизационных мероприятий). Согласно действующим санитарно-эпидемиологическим нормам, «кратность плановых обследований на заселённость членистоногими в местах общего пользования многоквартирных домов и общежитий должна составлять 1 раз в месяц» (п. 101 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений…»).
При этом регулярность профилактических мероприятий, направленных на предотвращение появления нежеланных «гостей», документ не устанавливает. На этот счёт в нём присутствует лишь весьма расплывчатая формулировка, гласящая, что «профилактическую дезинсекцию, дератизацию мест общего пользования (лестничных клеток, лифтов, мусорокамер, мусоросборников) проводят с периодичностью, обеспечивающей отсутствие членистоногих и грызунов, имеющих эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение (п. 127, подпункт 1)». Тем не менее при обнаружении тараканов, клопов или грызунов мероприятия по их истреблению предписывается производить «немедленно».
Отдельным пунктом в указанных письмах прописаны правила борьбы с грызунами путём раскладывания отравы или специальных ловушек. Подчёркивается, что такие средства необходимо применять только в местах, недоступных для детей и домашних животных, а места их раскладки – тщательно контролировать в течение всего времени проведения «потравочных» мероприятий. При этом, как указывается в документе, признаком успешности этих мероприятий является ситуация, когда разложенные средства остаются нетронутыми в течение двух недель. По мнению разработчиков СанПиН, это указывает на исчезновение грызунов (Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека №09‑2464-2024-40 от 29 февраля 2024 г.).
Заварить или оставить?
Как показывает практика, одним из самых эффективных способов борьбы с насекомыми и особенно грызунами в многоквартирных домах является избавление от централизованного мусоропровода и переход на сбор мусора в контейнерах на специально оборудованных площадках. Действительно, ситуации, когда мусоропровод в подъезде попросту заваривается, а мусорокамеры очищаются и запираются, сегодня широко распространены во множестве российских городов. Однако является ли такой способ законным и как в этом случае разрешать ситуации, когда не все жители подъезда или дома согласны с подобным решением?
Как указывают эксперты-юристы, жители многоквартирных домов сегодня вправе самостоятельно выбирать форму сбора твёрдых бытовых отходов и, следовательно, могут отказаться от использования мусоропровода в пользу контейнеров во дворе. Этот вопрос, как и любой другой, касающийся общего имущества многоквартирного дома, должен решаться на общем собрании собственников помещений в этом доме и оформляться протоколом. А вот вопрос о том, каким именно количеством голосов должно быть принято положительное решение на этот счёт, на данный момент остаётся дискуссионным.
Одна из версий ответа на этот вопрос гласит, что для принятия решения необходимо согласие абсолютно всех собственников помещений в многоквартирном доме (как вариант – так называемого квалифицированного большинства, или двух третей от общего числа). В частности, обоснованием «стопроцентного» варианта служит ч. 3 ст. 36 РФ, согласно которой вопросы, связанные с уменьшением размера общего имущества в доме, требуют именно стопроцентного согласия собственников (а закрытие мусоропровода как раз таким уменьшением и является). Вариант с квалифицированным большинством обосновывается тем, что заваривание мусоропровода якобы считается реконструкцией многоквартирного дома. Однако эта версия неоднократно опровергалась судами – в том числе и Верховным (определение №307-КГ16-14246 от 27.10.2016). При этом судьи опирались на то, что «отказ от использования мусоропровода и складирование мусора в контейнеры, установленные на контейнерной площадке, являются выбором собственниками формы сбора твёрдых бытовых отходов» – и это означает, что для принятия решения по этому вопросу достаточно простого большинства голосов. Таким образом, можно заключить, что прямого ответа на данный вопрос законодательство на сегодняшний день не содержит.