С 1 сентября вступили в силу поправки в Закон «О защите прав потребителей», которые регламентируют сбор персональных данных потенциальных и состоявшихся покупателей тех или иных товаров и услуг. Отныне запросить сведения, не имеющие прямого отношения к сделке, продавцам станет гораздо сложнее.
Как отмечают эксперты, принятие поправок, скорее всего, связано с нарастанием количества ситуаций, вызывающих дальнейшие закономерные жалобы в Роспотребнадзор. Сегодня есть огромное количество случаев, когда при заключении договора купли-продажи или договора на оказание услуги граждан буквально вынуждают указывать массу сведений о себе, не имеющих отношения к конкретной сделке. Результатом этого становится в лучшем случае вал спама по номеру телефона, в соцсетях и мессенджерах, а в худшем – утечка данных к мошенникам. Одним из важнейших моментов стало то, что отныне закон даёт потребителю право интересоваться, с какой целью продавец товара или услуги хочет получить от него те или иные персональные данные. Вопрос может быть задан как устно (в этом случае ответ должен быть получен немедленно), так и в форме письменного запроса, на который продавец должен ответить не больше чем через 7 дней. В случае ухода от ответа «уклонистам» грозит немаленький штраф. Второй важный нюанс – фиксация в законе того факта, что продавец не вправе отказывать в заключении/изменении/расторжении договора по причине, если потребитель не даёт свои персональные данные (исключение составляют ситуации, когда эти данные нужны для выполнения обязанностей перед потребителем). Наконец, по-прежнему запрещается собирать персональные данные, которые не требуются для сделки, а также озвучивать условия, которые ущемляют права потребителя.