> МФО переводят на карты россиян кредиты, которые никто не просил - Аргументы Недели

//Соцпакет 13+

МФО переводят на карты россиян кредиты, которые никто не просил

№  () от 6 сентября 2022 [«Аргументы Недели », Надежда СУНГУРОВА ]

Фото: globallookpress.com

С недавних пор россияне начали сталкиваться с новым видом мошенничества, которым увлеклись нечистоплотные микрофинансовые организации (МФО). Ничего не подозревающим гражданам неожиданно приходят на банковскую карту неизвестные денежные переводы, которые впоследствии оказываются кредитами с гигантскими процентами. При этом происхождение этих денег раскрывается лишь спустя время: «счастливчику» поступает звонок от микрофинансовой организации, которая требует вернуть сумму, включая проценты, – а они к моменту звонка уже могут в разы превысить сумму первоначального перевода. «Аргументы недели» разбирались в том, как стоит вести себя в подобной ситуации. 

ПЕРВОЕ и главное, что советуют специалисты, – в тот же момент, когда на карту поступили деньги, свести к минимуму её использование (в идеальном варианте – заблокировать и сменить). Любое снятие или перевод средств с карты после поступления нежданного «подарка» будет расценено как подтверждение займа и начало пользования кредитными средствами. К слову, вторым вариантом такого подтверждения может стать и шаг, который сам человек расценивает как избавление от нежданных денег. Дело в том, что иногда звонок от МФО может поступить сразу же после того, как средства «упали» на счёт. Как показывает практика, оператор может завести разговор об ошибочности перечисления средств и предложить отправить некое СМС на короткий номер, которое якобы аннулирует кредит. Делать это категорически нельзя, так как СМС не аннулирует кредит, а, напротив, также подтверждает его взятие: в некоторых случаях СМС может выступать как полноценный аналог цифровой подписи.

Второй необходимый шаг – обращение в свой банк для совершения двух простых действий. Для начала необходим запрос данных о том, откуда поступил перевод. К слову, ещё один «красный флажок», сигнализирующий о том, что деньги перевели мошенники, – отсутствие данных о назначении платежа в сообщении о переводе. Далее необходимо написать в банке заявление о поступлении ошибочного перевода с требованием вернуть его отправителю. Бланк для него должен выдать сотрудник банка, он же поставит на него печать с данными о том, что заявление принято. Если банк поможет выяснить, что поступившие средства являются «подарком» от микрофинансовой организации, установит её данные, но откажется возвращать средства на счёт, с которого они поступили, дальше стоит взаимодействовать непосредственно с МФО.

Прежде всего от организации необходимо потребовать признания договора кредитования незаключённым. Если она откажется это делать, нужно действовать дальше, извещая нечистоплотную контору о предпринимаемых шагах. В частности, такими шагами, если МФО откажется давать реквизиты для «обратного» перевода средств или начнёт требовать уплаты «накапавших» процентов, должно стать написание заявления в полицию, а также обращение с жалобой в Центробанк (форму для обращения можно отыскать на сайте ведомства). Именно он ведает лицензированием микрофинансовых контор и в случае выявления нарушений может попросту отобрать лицензию. Кроме того, будет целесообразно направить жалобу в Роспотребнадзор. Также нелишним будет заявление в полицию, в котором нужно зафиксировать факт поступления незаконного перевода. При этом, как советуют специалисты, во всех своих обращениях (и в банк, и в профильные ведомства, и непосредственно в МФО) необходимо опираться на три основных тезиса. Нужно постоянно делать акцент на том, что договора займа не заключалось, никакие документы не подписывались, а сумму «заёмщик поневоле» готов немедленно вернуть.

Кстати, даже если проблему с неожиданно обнаруженным кредитом удалось решить, нередки случаи, когда ситуация отражается в кредитной истории незадачливого заёмщика и блокирует ему доступ к кредитованию. Поэтому, во-первых, от МФО также стоит требовать убрать данные из кредитной истории, а во-вторых – регулярно её мониторить во избежание неприятных сюрпризов. Дважды в год это можно делать бесплатно с помощью портала «Госуслуги» (см. Справочный аргумент).

Проверка кредитной истории (инструкция с портала Gosuslugi.ru)

– Откройте услугу «Получение информации о хранении вашей кредитной истории» и нажмите «Начать».

– Проверьте корректность данных, которые автоматически заполнены по сведениям из вашего личного кабинета.

– Отправьте запрос. Ответ придёт в личный кабинет – Банк России сформирует и направит информацию в течение дня.

– Откройте полученный ответ в личном кабинете, выберите БКИ из списка и перейдите на его сайт. История может храниться сразу в нескольких бюро.

– Зарегистрируйтесь на сайте одного из предложенных БКИ и запросите свою кредитную историю. Срок ответа каждое бюро устанавливает самостоятельно.

– 2 раза в год кредитную историю в каждом БКИ можно посмотреть бесплатно, за следующие запросы нужно будет платить. У каждого бюро свои тарифы и условия.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте