Аргументы Недели → Соцпакет № 33 (828) 24-30 августа 2022 13+

Защита потребителей от навязанных услуг предусмотрена законодательством России

, 19:53

Каждый человек хотя бы раз в жизни попадал в ситуацию, когда ему навязали услуги или товары, которые он вовсе не собирался приобретать. При этом очень часто возникают сложности с возвратом потраченных средств: как правило, нечистоплотные продавцы настаивают на добровольности совершённой сделки, а подобрать доказательства и аргументы в свою пользу бывает очень трудно, если не невозможно. Не стоит сбрасывать со счетов и подавленное моральное состояние, вызванное осознанием того, что тебя, попросту говоря, облапошили. «Аргументы недели» разбирались в том, как избежать подобных ситуаций и грамотно справиться с их последствиями. 

Условий, ущемляющих права потребителя, а также ситуации, когда намерения потребителя приобрести услугу одного направления повлекли за собой приобретение неоднородных услуг. Наиболее распространённая ситуация – пресловутый «мелкий шрифт» в договорах и прочих документах. Его мало кто читает, но впоследствии выясняется, что человек, подписавший договор, «добровольно» приобрёл пакет неких услуг на внушительную сумму, отвертеться от выплаты которой уже нельзя. Тем не менее механизмы защиты нынешним законодательством, к счастью, всё же предусмотрены.

Первое и главное из того, что необходимо усвоить: навязывание дополнительных услуг в момент совершения абсолютно любой сделки (будь то заключение кредитного договора в банке, обращение за лечением в частный медицинский центр или крупная покупка) в любом случае является противозаконным. Обусловливать приобретение одних товаров, работ и услуг обязательным приобретением других сегодня прямо запрещено Законом «О защите прав потребителей». Второй момент: если потребитель понёс убытки, связанные с нарушением его права на свободный выбор, продавец или исполнитель обязан возместить их в полном объёме. В частности, в отношении страховщиков действует ст. 15.34.1 КоАП РФ. Она предусматривает ответственность в ситуациях, когда имеет место необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание дополнительных услуг при заключении такого договора.

Отметим, что в достаточном числе случаев оказания навязанной услуги можно успешно избежать. Причём на случаи, которые касаются большого числа людей, обращают внимание и правоохранительные органы. Например, в мае этого года об опасности «налететь» на навязанные услуги граждан предупреждал Роспотребнадзор. Ведомство обратило внимание на ситуацию, когда жильцы многоквартирных домов получали некие «информационные письма» с предложением заключить договор страхования, а в следующем месяце в их платёжках появлялись новые цифры – суммы ежемесячных взносов. И если при получении такой квитанции гражданин не глядя её оплачивал, управляющие компании считали договор страхования заключённым. В Роспотребнадзоре пришли к выводу, что такая работа на страховщиков не входит в число услуг, которые коммунальщики должны оказывать жильцам. Следовательно, принимать решение о покупке такой страховки должны исключительно собственники жилья, которые должны обсудить этот вопрос и утвердить его решение на собрании собственников. Ведомство призвало граждан быть внимательнее и не попадаться на подобные уловки.

Тем не менее, как показывает практика, защититься от навязывания услуг можно и без досконального знания законов и их непростых формулировок. Правила просты и очевидны: грамотно оценивать свои финансовые возможности, расставлять приоритеты, всегда и в любых обстоятельствах читать заключаемые договоры и не стесняться задавать самые дотошные вопросы по любым непонятным параметрам. Кроме того, при заключении значимых сделок на большие суммы не помешает использование видео- или аудиофиксации происходящего, что точно поможет в случае возникновения разногласий. И тогда проблемы, вызванные столкновением с навязанными услугами, с большой вероятностью пройдут стороной.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram