Пятая волна коронавируса, накрывшая практически все российские регионы, отличается от всех предыдущих не только массовостью (уже не первый день фиксируется более ста тысяч выявленных случаев), но и переносом основной нагрузки со стационаров, как это было в 2020–2021 гг., на амбулаторное звено.
Интернет наводнили тысячи фотографий с гигантскими очередями в поликлиниках и сотни тысяч жалоб на невозможность попасть к врачу и вызвать его на дом. При этом пациенты, которые переносят заболевание легко, а также контактировавшие с ними родственники зачастую обладают достаточным набором обыденных знаний, чтобы справиться с пресловутым «омикроном» (а по сути – стандартным ОРЗ) самостоятельно и не увеличивать и без того запредельную нагрузку на врачей. Однако все эти благие намерения намертво разбиваются о проблему, имя которой – обязательное личное получение больничного листа.
Проблема усугубляется тем, что сегодня на федеральном уровне нет норм, которые позволили бы работнику провести несколько дней дома (пусть и за свой счёт) без оформления больничного и после этого выйти на работу. В сегодняшней ситуации, когда у подавляющего большинства людей «омикронный» ковид протекает легко и недолго, это могло бы стать в какой-то мере спасением для захлебнувшихся поликлиник. Однако данная возможность, присутствовавшая в советские времена и перекочевавшая в принятые в 1993 г. «Основы охраны здоровья граждан» (отменены в 2012 г. в связи со вступлением в силу закона «Об охране здоровья граждан в РФ»), сегодня отсутствует. Точнее, работодатели по своей инициативе имеют право внести подобные пункты в свои локальные нормативные акты, но таких сегодня по понятным причинам единицы. Столь же немного и тех, кто неформально позволяет работникам отлежаться пару-тройку дней.
Отметим, что буквально на днях один из членов Общественной палаты РФ отправил министру труда и социальной защиты Антону Котякову письмо с предложением разрешить россиянам проводить дома первые три дня болезни, не обращаясь к врачу, и при этом получать за эти дни оплату по больничному листу. Эксперты уже обрушились на эту инициативу как на невыполнимую – и не без оснований: по нормам Трудового кодекса первые три дня нетрудоспособности должен оплачивать работодатель, а остальные – Фонд социального страхования. Так что сопротивление «работодательского» корпуса вполне предсказуемо. Таким образом, вариант развития событий сегодня один: хочешь болеть «легально» и тем более получить оплату за дни нетрудоспособности – топай за больничным в поликлинику или вызывай врача.
Иронии в ситуацию добавляет тот факт, что с 1 января 2022 г. бумажные больничные листы благополучно канули в небытие. Эксперимент по внедрению электронных листков нетрудоспособности длился с 2017 г., однако его оформление было добровольно. Теперь всё поменялось: листки нетрудоспособности оформляются исключительно в электронном виде, в руки к пациенту не попадают и обращаются только в виртуальном пространстве, «перелетая» от врача в ФСС и от ФСС к работодателям. У пациента на руках остаётся талон с номером больничного листа, который необходимо передать в отдел кадров. Но при этом «виртуальную» бумажку всё равно необходимо оформлять исключительно лично – на приёме у врача или после вызова на дом.
По данным российского Минздрава, находящимся в открытом доступе, сегодня нет нормативных актов, которые позволяли бы заболевшим гражданам оформлять больничный лист дистанционно. Однако технические возможности для этого в стране есть. Так, на заре коронавирусной истории, весной 2020 г., дистанционные больничные листы оформляли члены семей заболевших, которые должны были соблюдать самоизоляцию. Позже этот порядок отменили. Некоторые регионы сейчас возрождают такие возможности на региональных порталах (в частности, эту практику уже внедрили Москва, Московская, Тульская, Тюменская и некоторые другие области), но часто это либо всё те же больничные для бессимптомных «контактёров» или бессимптомных обладателей положительного теста, либо продление или закрытие больничного листа. Практики массовой выписки больничных посредством, например, дистанционных консультаций на сегодняшний день нет. Хотя именно она сейчас могла бы спасти многострадальные поликлиники и амбулатории, о близости которых к реальному коллапсу заговорили уже на самом высоком уровне.