Автоматизация назначения разного рода социальных выплат идёт по стране семимильными шагами. Так, россиянам уже не надо самостоятельно заявлять о возникновении права на получение выплат и пособий при рождении ребёнка, а назначение пенсии постепенно сводится к минутной подаче заявления через портал госуслуг. Тем не менее парадоксально, но факт: об исчезновении прав на ту или иную выплату гражданам по-прежнему надо сообщать самостоятельно – иначе незаконное, по мнению государства, получение средств может обернуться немаленькими неприятностями. Прежде всего это касается именно пенсий и тому подобных социальных «плюшек», предоставляемых через ПФР.
Корень проблемы кроется в том, что получатели, ежемесячно пополняющие свой бюджет социальными выплатами, редко осознают (а бывает, что и сознательно игнорируют) жёсткую «привязку» права на пособие к наличию или исчезновению обстоятельств, которые дают право на его получение. Это напрямую касается, к примеру, компенсаций по уходу за инвалидами и престарелыми, социальных пенсий (их выплачивают тем, кто к моменту достижения пенсионного возраста недобрал стажа для «классической» страховой), доплаты до прожиточного минимума к пенсии по потере кормильца (если её получают родственники умершего, взявшие на себя уход за его несовершеннолетними детьми). Эти деньги, согласно нормам законодательства, сегодня полагаются исключительно неработающим гражданам. Та же ситуация – с некоторыми пособиями, право на которые исчезает после смены места жительства. При изменении упомянутых выше обстоятельств все пособия, полученные после устройства на работу или переезда, автоматически становятся излишне выплаченными, а ПФР получает право на их взыскание. Сначала ПФР действует через уведомление гражданина о необходимости вернуть деньги, а при невозврате имеет полное право обратиться суд.
Самое важное обстоятельство, о котором люди нередко забывают, – это то, что обязанность сообщать Пенсионному фонду об изменении жизненной ситуации сегодня возложена на самих граждан. К слову, многие ошибочно полагают, что данные в ПФР должен отправлять их работодатель после трудоустройства, но это не так – такой обязанности у него нет. Масла в огонь подливает тот факт, что об «излишне выплаченном», как правило, становится известно далеко не сразу – обычно в момент, когда Пенсионный фонд проводит регулярную сверку своих данных со сведениями, полученными от работодателей. Так что суммы переплат, подлежащих возврату, набегают весьма немаленькие. И никакое «я не знал» в большинстве случаев за аргумент не считается: тезис «незнание закона не освобождает от ответственности» в данном случае работает железно.
Тем не менее в ситуации есть ряд немаловажных нюансов, которые порой помогают гражданам если не становиться победившей стороной в суде, то как минимум уменьшить взыскиваемую сумму. Так, буквально в октябре прошлого года ПФР через суд пытался взыскать переплату за девять лет с мужчины, который продолжал получать пособия как «чернобылец» уже после переезда из заражённой местности. Суды первой и второй инстанций встали на сторону чиновников. Однако ответчику удалось дойти до Верховного суда, который отправил дело на новое рассмотрение. Судьи сочли, что возврат выплат если и возможен, то, скорее всего, не более чем за три года (в пределах срока исковой давности). Кроме того, по мнению Верховного суда, ответчик (ПФР) должен самостоятельно доказать недобросовестность получателя средств, а не перекладывать обязанность оправдываться на ответчика.
Кто должен сообщать в ПФР об устройстве на работу: получатели пенсии по направлению Агентства службы занятости; пенсионеры из числа малочисленных народов, достигшие возраста 70 лет (мужчины) и 65 лет (женщины); граждане, которые ухаживают за детьми-инвалидами, инвалидами 1-й группы (в том числе с детства), гражданами старше 80 лет, а также престарелыми, нуждающимися в постоянном постороннем уходе; получатели пенсий по случаю потери кормильца, занятые уходом за детьми до 14 лет; получатели дополнительного материального обеспечения за особые заслуги; бывшие лётчики и работники угольной промышленности, получающие дополнительное материальное обеспечение и получившие право на него в момент выхода на пенсию.