Вопрос о том, стоит или не стоит запрещать или хотя бы ограничивать использование мобильных телефонов в школах, остаётся дискуссионным уже почти десяток лет. С одной стороны баррикад – чиновники и учёные (вместе с учителями), напирающие на вред здоровью и то, что дети постоянно отвлекаются на свои гаджеты, с другой стороны – родители, отстаивающие своё право быть на связи с ребёнком в любую секунду. Кто же на данный момент побеждает в этом поединке?
Об ограничении использования мобильных телефонов в школах российские власти всерьёз заговорили ещё в 2019 году. Тогда в преддверии учебного года Министерство просвещения выпустило в свет «Методические рекомендации по использованию мобильных устройств в общеобразовательных учреждениях», которые моментально породили волну слухов о полном запрете на использование сотовых телефонов в стенах школ. Впоследствии выяснилось, что речь в этих «Рекомендациях» шла исключительно о запрете на использование мобильников на уроках в качестве учебных пособий – например, для поиска информации или просмотра видео. Разработчики «Рекомендаций» объяснили это тем, что школьникам вредно подолгу смотреть в маленький экран мобильного устройства. На данный момент «Рекомендации» считаются действующими, однако, к счастью, никакого контроля за их выполнением и тем более штрафных санкций не предусмотрено. Всё отдано на откуп школам, которые самостоятельно принимают решения по данным вопросам.
Отметим, что в упомянутом документе чиновники активно ссылаются на международный опыт, приводя в пример страны, где использование мобильных телефонов в школах ограничивается на законодательном уровне. Например, как указывают авторы «Рекомендаций», все виды телефонов, смарт-часы и планшеты сегодня полностью запрещены в школах Франции, аналогичный запрет действует в некоторых провинциях и штатах Канады и Австралии, а также в Малайзии, Нигерии, Уганде. Рекомендации, аналогичные российским, действуют в Бельгии и Великобритании (правда, в этих странах каждая школа самостоятельно принимает решение о том, как следовать данным рекомендациям).
К слову, горячее стремление Минпросвещения защитить детей от вредного влияния сотовых телефонов взрослое население страны в целом поддерживает. Так, согласно опросу ВЦИОМ, проведённому летом 2019 года, с вводом частичных ограничений были согласны 67% респондентов из тех, у кого есть дети школьного возраста, – причём особенно горячо данную идею поддержали женщины (70% опрошенных). Наконец, 62% уверены, что ограничения благоприятно скажутся на учебном процессе. Тем не менее абсолютный запрет на пользование мобильными телефонами в школах не поддерживали 55% опрошенных.
Примечательно, что применение других гаджетов помимо мобильных телефонов в целом отвергнуто не было. Те же «Рекомендации» не запрещают использовать на занятиях подобные устройства, но при условии, что диагональ экрана будет составлять не менее 12 дюймов. Таким образом, ноутбуки и планшеты средних размеров под запрет не попали.
Дополнительный аргумент
Минпрос предлагает… (выдержки из «Рекомендаций»)
- проводить регулярную информационно-просветительскую и разъяснительную работу о рисках для здоровья от воздействия электромагнитного излучения, генерируемого устройствами мобильной связи, о возможных негативных последствиях и снижении эффективности учебного процесса при неупорядоченном использовании устройств мобильной связи в образовательном процессе;
- разрабатывать памятки, инструкции, иные средства наглядной агитации по разъяснению правил использования устройств мобильной связи;
- информировать родителей и обучающихся об их ответственности за сохранность личных устройств мобильной связи в общеобразовательной организации;
- предусмотреть места хранения во время образовательного процесса устройств мобильной связи обучающихся;
- проводить мероприятия, направленные на воспитание культуры использования устройств мобильной связи;
- осуществлять мониторинг и анализ работы образовательных организаций по упорядочению использования участниками образовательного процесса устройств мобильной связи с целью повышения эффективности образовательного процесса и воспитания.