Молодые люди начали продавать через соцсети свои «Пушкинские карты»
Почему пробуксовывает благая идея?
№ () от 28 сентября 2021 [«Аргументы Недели », Надежда СУНГУРОВА ]
С 1 сентября этого года в России заработала принципиально новая для нашей страны и весьма любопытная программа, призванная приобщить к культурным ценностям подростков и молодёжь в возрасте от 14 до 22 лет (таковых по состоянию на 1 сентября в нашей стране насчитывается около 13 млн человек). Речь о так называемых «Пушкинских картах» – по своей сути персональных счетах в одном из российских банков, на которых находится по три тысячи рублей. Потратить эти деньги можно только целевым образом – на посещение культурных мероприятий в театрах, музеях, выставочных залах и тому подобных учреждениях. Однако, как показал уже первый месяц работы программы, поглощать «пищу духовную» молодые люди, мягко говоря, не торопятся.
Программу «Пушкинская карта» президент РФ Владимир Путин анонсировал на прямой линии в июне этого года. Уже в сентябре она начала действовать. Каждый гражданин РФ, по возрасту подходящий под участие в программе, вправе оформить себе именную карту на портале госуслуг – либо в электронном виде, либо, при желании, «в пластике». Никаких иных ограничений, кроме возраста, для получения карты нет. До 31 декабря в пределах номинала (тех самых трёх тысяч) ей можно оплачивать свой культурный досуг в учреждениях, изъявивших желание присоединиться к программе (на данный момент это едва ли не большинство подведомственных Минкульту театров, музеев, выставочных залов, а также частные организации). Список доступных мероприятий можно посмотреть в специальном приложении «Госуслуги.Культура». После наступления 2022 года неиспользованные деньги сгорят, однако разработчиками программы обещано с 1 января пополнить баланс карты уже на 5 тысяч рублей.
Неизвестно, ожидали ли разработчики программы «культурного ажиотажа», однако он, как ясно уже сейчас, явно не состоялся. Вместо радости от возможности «культурно расти» молодые люди активно демонстрируют разочарование и негодование как минимум по двум поводам. Во-первых, деньги с карты нельзя обналичивать (средства строго «целевые»), а во-вторых – нельзя потратить, например, на концерты поп-звёзд. Такая возможность была в первые дни работы программы, и некоторым удалось ей воспользоваться, однако через несколько дней разработчики спохватились и «прикрыли лавочку», а многие из купленных билетов были аннулированы. Как говорится в той же молодёжной среде, только Эрмитаж, только хардкор. Кроме того, нельзя купить билет кому-то и получить с этого «кого-то» наличные: при оплате «Пушкинской картой» выдаются именные билеты, и попасть на мероприятие можно, только предъявив вместе с билетом паспорт.
Закономерным итогом такого «облома» стала моментальная реакция соцсетей: там как грибы после дождя стали появляться многочисленные группы желающих продать свои карты. Причём порой даже не за три тысячи, а за суммы, которые начинаются от рубля (в среднем – около 500 рублей за карту). Некоторые в «продажных» постах со свойственной молодости прямотой поясняют причину – «ходить в нашем селе некуда» (как вариант – «по этой карте можно сходить только на ерунду»). Чуть погодя в тех же группах появились ушлые товарищи, предлагающие купить схемы для обналичивания средств с карты. При этом, если сайты бесплатных объявлений довольно быстро сориентировались и заблокировали почти все такие объявления (и продолжают этим заниматься и по сей день), соцсети пока чистить подобный контент не спешат. Не действуют и многочисленные публикации в СМИ, где власть имущие и представители правоохранительных органов настойчиво вещают о незаконности любых попыток направить деньги с карты куда-либо кроме оплаты билетов на культурные мероприятия лично для себя.
Впрочем, недовольные обнаружились и среди тех, кто был не против потратить деньги по назначению. Во-первых, многие жаловались и жалуются на некорректную работу программы, которая то и дело виснет и не даёт приобрести билеты. Во-вторых, нашлись и недовольные суммой: мол, три тысячи – это слишком мало. Кроме того, причиной для недовольства стал и тот факт, что даже в учреждениях, которые присоединились к программе, порой можно оплачивать только конкретные спектакли или выставки (причём не самые популярные). Словом, пока что потенциальные визитёры музеев и театров от программы, мягко говоря, не в восторге.
Надежда СУНГУРОВА