Вопрос о том, какая продолжительность учебной недели – пяти- или шестидневная – лучше для российских школьников, уже много лет является поводом для бурных дискуссий. За пятидневку выступают (помимо, разумеется, самих детей) родители и специалисты-психологи, утверждающие, что за один неучебный день дети попросту не успевают отдохнуть. По другую сторону баррикад – местные управления образования и администрации школ, сетующие на перегрузку школьных заданий и излишнюю загруженность педагогов в течение короткой учебной недели. И пока победа не досталась ни той, ни другой стороне.
Отметим, что картина с продолжительностью учебной недели по России достаточно пёстрая. Например, пару лет назад в Красноярском крае по субботам учились примерно в трети школ региона (к слову, позже там провели опрос родителей, по итогам которого большинство высказалось за пятидневку). В Иркутской области шестидневка – почти везде. А вот, к примеру, в Ульяновской области напротив, ещё в 2018 г. состоялся переход на пятидневную учебную неделю. Словом, в отличие от ситуации со второй сменой (о ней мы подробно писали в №31 от 11.08.2021), необходимость ликвидации которой признаётся на самом высоком уровне, шестидневка в российских школах «государственной» проблемой (да и просто проблемой) не считается.
Как неоднократно заявляли представители Министерства просвещения, продолжительность учебной недели – вопрос даже не регионального уровня, а уровня руководства каждого конкретного учебного заведения. Таким образом, никакой «политической воли» в отношении количества учебных дней в неделю на сегодняшний день нет. Правда, в прошлом учебном году, когда освоение учебных программ оказалось под угрозой из-за неоднократных внеплановых каникул, дистанционного обучения и прочих «пандемийных радостей», Минпрос разослал по региональным «образовательным» ведомствам методические рекомендации, где говорилось о возможности введения шестидневки, если диагностические контрольные работы покажут неудовлетворительные результаты. При этом, когда по этому поводу поднялся закономерный шум, было отдельно подчёркнуто, что ни о какой «принудиловке» речи по-прежнему не идёт.
Тем не менее в последние пару лет в ряде регионов России время от времени начали звучать высказывания губернаторов о том, что пятидневную учебную неделю в школы хорошо бы вернуть. Например, в этом учебном году такого счастья дождались в Башкирии, где о необходимости перехода на пятидневку заявил лично глава республики Радий Хабиров. Ещё пару лет назад всеобщей стала пятидневка в Московской области. В марте 2018 г. на областном школьном портале по инициативе руководства региона прошёл опрос, где за свободную от учёбы субботу ожидаемо высказались 95% проголосовавших.
А вот, например, в Хабаровске ситуация сложилась, мягко говоря, странная. Там по поводу возвращения пятидневной учебной недели в 2018 г. провели аж целый референдум, который, к слову, прошёл 18 марта – одновременно с выборами Президента РФ. Анкеты по животрепещущему школьному вопросу заполнили более 150 тыс. человек – примерно треть от общего числа пришедших на избирательные участки. Около 66% высказались за пятидневку. Однако обрадовались горожане рано: спустя некоторое время власти заявили, что проводить референдум не было смысла (!), так как каждая школа должна оценивать свои возможности самостоятельно. Таким образом, всеобщий субботний выходной для школьников Хабаровска реальностью так и не стал.
Дополнительный аргумент
В борьбе за пятидневку у родителей очень мало возможностей и в плане опоры на нормативную базу. Единственный документ, в котором сегодня упоминается пятидневка, – это «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» СП 2.4. 3648‑20, которые начали действовать с осени прошлого года. О пятидневной неделе там говорится дважды. Первый раз – в разделе, регламентирующем обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, второй раз – там, где написано о порядке организации обучения в первых классах. Таким образом, пятидневная учебная неделя обязательна только для этих двух категорий, всё остальное – во власти школьных администраций.