Ситуации, когда товары и продукты можно было приобретать только в стационарных торговых точках, давным-давно остались в далёком советском прошлом. Факты, когда продавцы тех или иных товаров звонят покупателям прямо в двери квартир, никого не удивляют. Правда, бытует устойчивое мнение, что таких «торгашей» надо гнать уже с порога – и товар у них некачественный, и цены завышены, и правды в случае проблем не добьёшься. «Аргументы недели» разбирались, так ли это, как вести себя грамотно, покупая товар с рук, и как защитить свои права в случае возникновения конфликтов.
Первое и главное, что стоит запомнить, – продажа товара вне стационарного магазина однозначно не является незаконной. Термин «разносная торговля» закреплён в Национальном стандарте, определяющем термины и определения в сфере торговой деятельности. Ему дано чёткое толкование – мелкорозничная торговля, осуществляемая вне стационарной торговой точки в процессе непосредственного контакта продавца с покупателем (на улице, в транспорте или на дому). Соответственно, на этот вид деятельности распространяются все те же правовые нормы, применяемые к привычным магазинам, а покупатели защищены нормами Закона «О защите прав потребителей». Правда, одно существенное различие всё же есть, и касается оно ассортимента товаров, которые могут быть представлены в разносной торговле. Как гласит Постановление Правительства РФ №55 от 19.01.1998, запрещается разносная торговля оружием, лекарственными средствами, ювелирными изделиями, компьютерным обеспечением, аудио- и видеопродукцией. Таким образом, диск с фильмом, только что появившимся в прокате, в электричке покупать явно не стоит. Также существенно ограничен перечень продуктов и продовольственных товаров, которые можно продавать вразнос. В частности, к торговле допущены только мороженое, безалкогольные напитки, кондитерские и хлебобулочные изделия в упаковке изготовителя.
Важный признак, по которому можно отличить легального продавца от мошенника, – его готовность сообщить покупателю исчерпывающую информацию как о себе и своём работодателе, так и о товаре. Так, минимальный «джентльменский набор» честного продавца должен включать в себя личную карточку с подписью представителя торгующей организации и её печатью и заверенный организацией прейскурант с наименованиями товаров и их ценами. Эти документы продавец обязан предъявить покупателю по первому же требованию. Кроме того, покупатель имеет право запросить и получить полную информацию о товаре (в случае если речь идёт о «непродовольственном» ассортименте), причём на русском языке. Речь идёт об основных потребительских свойствах и о соответствии товара требованиям технического регулирования, правилах использования, данных о гарантийном сроке, сроке годности, а также реквизитах (полное наименование и адрес) организации или индивидуального предпринимателя – продавца или изготовителя.
На вопрос о том, должен ли продавец-разносчик выдавать чек, ответ в нормативных документах – однозначное «да» (но стоит оговориться: на продовольственные товары это правило не распространяется). Покупатель должен получить на руки товарный чек с наименованием товара, его ценой, датой совершения покупки, а также сведениями о продавце. Потребовать такой чек стоит обязательно – это пригодится в случае возникновения спорных ситуаций: без него доказать факт покупки будет крайне проблематично.
Дополнительный аргумент
Если возникает конфликтная ситуация, действия человека, купившего с рук некачественный товар, аналогичны тем, что предпринимаются в случае покупки в магазине. В частности, покупатель вправе требовать заменить товар, снизить его стоимость или вернуть деньги в полном объёме. Кроме того, можно также настаивать на возмещении расходов, понесённых в результате использования некачественного товара. Наконец, если по-хорошему договориться не получается, покупатель имеет полное право обратиться с жалобой в Роспотребнадзор, где при разборе «потребительских» конфликтов на форму торговли никто не смотрит. Правда, разбираться ведомство будет только с легальными продавцами и в случае предоставления информации покупателем – соответственно, бдительность при покупке никто не отменял.