Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ разъяснила полномочия судебных приставов в аспекте списания сумм социальных выплат в счёт погашения долгов. По сути, рекомендация наконец зафиксировала в качестве определённого правила результаты многочисленных судебных тяжб по этому поводу между гражданами и судебными приставами, где граждане, требовавшие возврата средств, неизменно выигрывали.
Верховный суд РФ рассмотрел ситуацию, связанную со списанием социальных выплат в качестве погашения долга по исполнительному листу. Решение было принято в пользу истицы, которая оспаривала это списание, подав иск к банку. Перед тем как дойти до Верховного суда, женщина уже получила отказ в судах предыдущих инстанций: там сочли, что на карту, с которой «ушли» деньги, вполне могли осуществляться и иные, не только «социальные» переводы. При этом банк, по мнению судей первой инстанции, не мог ни выяснять, какие именно средства находились на данной карте, ни тем более препятствовать действиям судебного пристава.
Рассмотрев указанный вопрос, коллегия Верховного суда пришла к выводу, что требования истицы к банку вернуть деньги правомерны частично – в отношении сумм социальных выплат, которые поступили на её счёт после 1 июля 2014 года. Именно после этой даты вступила в силу норма из ст. 70 Закона «Об исполнительном производстве», где перечисляются случаи, когда банк может воспрепятствовать попытке Службы судебных приставов списать деньги. К таким случаям как раз и относится принадлежность средств к категории социальных выплат, снимать которые запрещает ст. 101 Закона «Об исполнительном производстве».
Что же касается денег, которые поступили на счёт до 1 июля 2014 года, то ответственность за их неправомерное списание лежит на Службе судебных приставов.