С 1 марта нынешнего года вступили в силу новые СанПиН, регламентирующие требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях («Аргументы недели» кратко упоминали о них в заметке «С толком, с расстановкой» в прошлом номере). Как показывает практика, наибольший резонанс и массу вопросов на сегодняшний день вызывает вновь введённое правило о ежедневной влажной уборке в подъездах жилых домов. Против такой меры, разумеется, никто не выступает, но граждане вполне справедливо опасаются того, что управляющие компании резко поднимут цены на жилищно-коммунальные услуги. Стоит ли этого бояться?
Начнём того, что новой периодичностью мытья подъездов свежеиспечённый СанПиН, разумеется, не ограничивается. Ещё один его немаловажный пункт касается, к примеру, правил содержания мусоропроводов. Так, если в многоквартирном доме имеется мусоропровод, его чистка, мытьё и дезинфекция ствола должны осуществляться не реже одного раза в месяц. Также новые нормы предусматривают ежемесячную влажную уборку мусороприёмных камер с применением дезинфицирующих средств, а удаление отходов предписано сделать ежедневным.
Что касается непосредственно мытья подъездов, то двойных толкований новые нормы не предполагают. В документе прямо указано, что (цитата) «в помещениях общего пользования многоквартирных жилых домов хозяйствующим субъектом, осуществляющим управление многоквартирным домом, должна проводиться ежедневная влажная уборка с применением моющих и чистящих средств». При этом ранее периодичность уборки на столь высоком уровне не регламентировалась (имелись лишь указания на то, что уборка обязательна). Этот параметр, как правило, самостоятельно определяла управляющая компания, вынося свои предложения на утверждение общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме. Теперь же установлен норматив, за соблюдением которого Роспотребнадзор обязан следить и при необходимости штрафовать организации, которые попадаются на нарушениях.
Вполне понятно, что новые требования явно навеяны непростой эпидемиологической обстановкой последнего года, жильцы будут их приветствовать и наверняка в ближайшее время начнут задавать «управляшкам» вопросы о том, когда эти правила будут соблюдаться. При этом очевидно, что управляющие компании в ответ совершенно точно (упомянув, кстати, и все остальные новые нормы вроде мытья мусоропроводов) и, кстати, совершенно обоснованно заведут речь о возможном повышении платы – что жильцов, естественно, не порадует. За чей же счёт должны реализоваться новые правила? На наш взгляд, здесь возможны два сценария.
С одной стороны, вполне вероятно, что тарифы для граждан не повысятся. В этой ситуации слишком велик риск получить громкое возмущение жильцов и, соответственно, нагоняй от вышестоящего руководства, зачастую не склонного детально вникать в ситуацию. Но радоваться в этой ситуации будет рано, так как управляющим компаниям придётся прибегать к такому «излюбленному» методу, как перераспределение средств в своём и так не самом богатом бюджете (к слову, в минувшем году им уже приходилось этим заниматься, выполняя предписания власть имущих по предотвращению распространения коронавирусной инфекции). В итоге неизбежно «просядут» другие направления работы – например, ремонт изношенных коммуникаций или подготовка инфраструктуры дома к будущему отопительному сезону. Понятно, что замерзать зимой с чистыми подъездами не понравится никому.
Второй вариант – тарифы всё же вырастут. Тем не менее стоит помнить, что управляющие компании формально не могут их повысить молча и в одностороннем порядке. По действующему законодательству коммунальщики обязаны выйти с предложением на общее собрание собственников жилых помещений в многоквартирном доме и только после утверждения новых тарифов на собрании их можно будет ввести. Но будем справедливыми – большинству россиян такой «зверь», как «общее собрание собственников», попросту никогда не встречался, так как вовлечённость граждан в решение жилищно-коммунальных вопросов катастрофически низка. Так что самый распространённый сценарий – формальное уведомление жителей о новых тарифах и их обязанности их утвердить, подготовка и оформление всех необходимых документов, и как итог – появление новых цифр в платёжках. Люди повозмущаются… и заплатят. Так как ничего больше, собственно, не остаётся. Ведь никакого дополнительного финансирования вновь введённые СанПиН, разумеется, не предусматривают.