Аргументы Недели → Соцпакет № 39(733) 7–13 октября 2020 г. 13+

ЖКХ: услуги по содержанию общего имущества в многоквартирном доме делятся на необходимые и дополнительные

, 19:04

Объясните, пожалуйста, как обуздать коммунальщиков, которые совсем распоясались. Под видом «заботы» о жильцах нам навязывают услуги, о которых люди вообще не просили. Например, недавно у нас появилось видеонаблюдение в подъездах. Несколько человек из нашего дома, которым, как выяснилось, за это заплатили, прошлись по квартирам, собрали подписи, и после этого мы с изумлением узнали, что у нас было собрание, все согласились на появление видеокамер и после их установки нас обязали ежемесячно вносить за них немаленькую сумму. При этом в доме есть люди, которые платить не то что не хотят – попросту не могут. Можно ли считать произошедшее навязанной услугой и что в этой ситуации можно сделать? Вера М.

БОРОТЬСЯ с такими явлениями можно и нужно. В частности, в первую очередь вам следует опираться на то, что услуги по содержанию общего имущества в многоквартирном доме по закону делятся на необходимые и дополнительные. Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также правила оказания таких услуг (выполнения работ) утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. №290. Там же установлены и дополнительные услуги, которые, в свою очередь, должны быть указаны в договоре управления многоквартирным домом. Все последующие изменения вносятся в закреплённом в договоре порядке (как правило, решением общего собрания собственников).

В то же время существует такое понятие, как дополнительные услуги, не связанные с содержанием общего имущества. В нормативных документах они выделены отдельной строкой. Они могут быть оказаны только на основании договора с конкретным собственником квартиры (потребителем), и обусловливать приобретение одних услуг обязательным приобретением других нельзя (ст. 16 Закона «О защите прав потребителей»). Соответственно, исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, оказывать услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ, а если они оплачены, можно с полным правом потребовать возврата уплаченной суммы (п. 156 Постановления Правительства РФ №354 от 06.05.2011 г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

Таким образом, потребителю, не желающему платить за то, что ему предлагается, первым делом нужно обратиться письменно в управляющую компанию с заявлением об отказе от дополнительных услуг и возврате денежных средств. В случае отказа можно обратиться с иском в суд о взыскании денежных средств, неустойки и штрафа в соответствии с законом о защите прав потребителей. Также можно обратиться в жилищную инспекцию с заявлением о привлечении управляющей компании к административной ответственности по ст. 7.23.3 КоАП РФ (нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами).

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram