Вчера во всех школах России стартовал очередной учебный год – самый странный за всю новейшую историю страны. С одной стороны, несмотря на все многочисленные пересуды, страхи и опасения, начался он в стандартном очном формате, а руководители регионов наперебой дают комментарии журналистам с единым посылом, гласящим, что никакой дистанционки не планируется. Тем не менее, с другой стороны, после «пандемийной» весны, познакомившей миллионы школьников с дистанционным обучением, многие родители по-прежнему «держат в голове» вариант возвращения «домашней» учёбы. А самые смелые задумались о том, чтобы и вовсе вывести ребёнка из школы на семейное обучение. Тем более что никаких формальных препятствий для этого нет.
Отметим, что до пандемии семейное обучение для РФ в целом считалось чем-то относительно экзотическим. В частности, в основном такую форму выбирали либо противники массовой школы в принципе, либо, к примеру, те семьи, где детям приходится уделять большое количество времени «неучебным» занятиям – например, музыке или спорту. Кроме того, весьма популярной была практика, когда родители вместе с ребёнком проводили слякотные осень и зиму где-нибудь в тёплых краях, параллельно осваивая математику, физику и прочие школьные премудрости.
Однако грянувшая в апреле-мае дистанционка, ставшая каким-то непонятным средним вариантом между обучением в традиционной школе и освоением учебных программ под руководством родителей, навела некоторых мам и пап на мысли о том, а не остаться ли ребёнку учиться дома на постоянной основе. Рациональное зерно здесь есть: если ребёнок достаточно мотивирован, родители имеют возможность с ним заниматься, а вопрос пресловутой социализации не считается в семье краеугольным камнем – то почему бы и нет?
Самое главное, в чём сегодня не приходится сомневаться родителям, выбирающим семейное обучение, – это то, что подобная форма получения знаний абсолютно законна. Право обучаться вне стен общеобразовательного учреждения закреплено в ст. 17 Закона «Об образовании». Она гласит, что образование в России может быть получено вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования). Также в законе прямо указано, что такое обучение даёт право прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Иными словами, за школой остаётся монопольное право оценивать знания ученика, принимать решение о допустимости его перехода в следующий класс и о выдаче аттестата. Также школа устанавливает порядок, время и периодичность прохождения аттестаций. Во все остальные аспекты освоения знаний в формате семейного обучения учебное заведение вмешиваться не вправе. Соответственно, в ситуации семейного обучения весь школьный педагогический коллектив ребёнку заменяют мама и папа, расписание составляется так, как удобно ребёнку, программа осваивается в наиболее комфортном темпе. Как правило, именно эти аспекты привлекают тех, кто принимает решение уйти из массовой школы.
Отметим, что по тому же закону «Об образовании» форму обучения вовсе не обязательно выбирать «раз и навсегда». Различные формы обучения можно сочетать, и условная схема «год дома – год в школе – снова год дома» вполне имеет право на жизнь.
Тем не менее, как показывает российская практика, чаще всего семейное обучение выбирается родителями учеников начальной школы, которым по тем или иным причинам сложно (а иногда просто не по душе) обучаться по традиционной классно-урочной системе. К пятому классу очень многие становятся самыми обычными учениками массовой школы: и дети дозревают психологически, и родители зачастую уже не готовы заменять целый коллектив учителей-предметников, что удаётся очень немногим. Однако, как показывает опыт таких семей, такие выпускники поступают в самые престижные вузы и не испытывают никаких проблем в общении со сверстниками (о чём очень любят встревоженно предупреждать противники семейного обучения). Словом, все форматы хороши – выбирай на вкус!