Что год учебный нам готовит?
№ () от 21 июля 2020 [ «Аргументы Недели » ]
Уже не первый месяц родители школьников (да и сами школьники) взбудоражены новостью о некоем эксперименте по внедрению дистанционного обучения. Ходят упорные слухи о том, что данный эксперимент якобы призван «обкатать» модель полного перехода на образование «не выходя из дома», без традиционной классно-урочной системы и посещения школьных зданий. «Аргументы недели» разбирались в том, что готовит наступающий учебный год на самом деле.
НАЧАТЬ стоит с того, что по крайней мере на настоящий момент ни в Минпросвещения, ни в экспертном сообществе речи о переводе каких-либо конкретных регионов и школ на дистанционное обучение не идёт даже «в рамках эксперимента». Так, в главном «образовательном» ведомстве уже не раз заявляли, что 1 сентября 2020 года все российские школьники, как и всегда, сядут за парты и учебный год начнётся в традиционном режиме. Единственное, что может поменяться, – это формат традиционных первосентябрьских линеек. Их полной отмены, которая анонсировалась около месяца назад, вроде бы удалось избежать, но о том, в каком именно виде они пройдут, пока что не поступало никакой официальной информации. Безусловно, ухудшение эпидемиологической обстановки может внести свои коррективы, но, повторимся, на данный момент решений об обязательной удалёнке с 1 сентября не принято.
Теперь о том, что касается упомянутых выше слухов. Родительскую и учительскую общественность взбудоражил вынесенный на общественное обсуждение проект под названием «Цифровая образовательная среда». Его старт действительно намечен на ближайшее время, и предполагается, что на первом этапе он затронет 14 регионов. В их числе, в частности, Астраханская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Сахалинская, Тюменская и Челябинская области, Алтайский и Пермский края, Ямало-Ненецкий автономный округ.
Однако суть этого эксперимента не в переводе на удалённое обучение, а в первую очередь в обобщении и корректировке опыта, полученного российской системой образования в три «пандемийных» месяца весной этого года, а также в попытках применить отдельные и наиболее эффективные элементы этого опыта к традиционной образовательной системе – с учителями, классами и очными уроками.
Отметим, что в такой «ревизии пройденного» (а именно к этому, повторимся, во многом и сведётся «Цифровая образовательная среда» – по крайней мере на стадии эксперимента) есть вполне себе объективная потребность. Не секрет, что переходить на удалёнку российским школам пришлось в авральном режиме, многое делалось буквально «на лету» и, вполне закономерно, система регулярно давала сбои и подкидывала проблемы. Так, только ленивый не жаловался на зависание онлайн-платформ с образовательным контентом и зачастую странное содержание тематических блоков, которые на них размещались. В рамках «Цифровой образовательной среды» подразумевается создание единой платформы с тщательно выстроенной «информационной» составляющей, что позволит одновременно и повысить качество учебных сведений, и избежать «разноголосицы». Ведь вполне очевидно, что онлайн-платформы с образовательным контентом стремительно и неизбежно становятся частью нашей реальности, и желание привести эту сферу в порядок выглядит вполне оправданным.
Также трудно не согласиться, что сама по себе образовательная система, выстроенная на базе цифровых технологий, «вселенским злом» не является. Отрицать влияние технологий глупо – и ровно так же глупо не пытаться использовать их там, где они вполне уместны. Например, учащиеся небольших сельских школ или школ в небольших городах явно были бы не против изучать отдельные предметы под руководством педагогов из ведущих столичных школ. Онлайн-технологии вполне могут дать такую возможность. И, к слову, проект «Цифровой образовательной среды» в первых же пунктах подразумевает оснащение всех без исключения российских школ высокоскоростным Интернетом и достаточным количеством компьютеров или ноутбуков. Подчеркнём – именно школ, что было бы ни к чему при действительном желании ввести тотальное дистанционное обучение. Так что тревожные настроения по поводу внедрения «Цифровой образовательной среды» пока что явно преувеличены.