> Что год учебный нам готовит? - Аргументы Недели

//Соцпакет 13+

Что год учебный нам готовит?

№  () от 21 июля 2020 [ «Аргументы Недели » ]

Уже не первый месяц родители школьников (да и сами школьники) взбудоражены новостью о некоем эксперименте по внедрению дистанционного обучения. Ходят упорные слухи о том, что данный эксперимент якобы призван «обкатать» модель полного перехода на образование «не выходя из дома», без традиционной классно-урочной системы и посещения школьных зданий. «Аргументы недели» разбирались в том, что готовит наступающий учебный год на самом деле.

НАЧАТЬ стоит с того, что по крайней мере на настоящий момент ни в Минпросвещения, ни в экспертном сообществе речи о переводе каких-либо конкретных регионов и школ на дистанционное обучение не идёт даже «в рамках эксперимента». Так, в главном «образовательном» ведомстве уже не раз заявляли, что 1 сентября 2020 года все российские школьники, как и всегда, сядут за парты и учебный год начнётся в традиционном режиме. Единственное, что может поменяться, – это формат традиционных первосентябрьских линеек. Их полной отмены, которая анонсировалась около месяца назад, вроде бы удалось избежать, но о том, в каком именно виде они пройдут, пока что не поступало никакой официальной информации. Безусловно, ухудшение эпидемиологической обстановки может внести свои коррективы, но, повторимся, на данный момент решений об обязательной удалёнке с 1 сентября не принято.

Теперь о том, что касается упомянутых выше слухов. Родительскую и учительскую общественность взбудоражил вынесенный на общественное обсуждение проект под названием «Цифровая образовательная среда». Его старт действительно намечен на ближайшее время, и предполагается, что на первом этапе он затронет 14 регионов. В их числе, в частности, Астраханская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Сахалинская, Тюменская и Челябинская области, Алтайский и Пермский края, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Однако суть этого эксперимента не в переводе на удалённое обучение, а в первую очередь в обобщении и корректировке опыта, полученного российской системой образования в три «пандемийных» месяца весной этого года, а также в попытках применить отдельные и наиболее эффективные элементы этого опыта к традиционной образовательной системе – с учителями, классами и очными уроками.

Отметим, что в такой «ревизии пройденного» (а именно к этому, повторимся, во многом и сведётся «Цифровая образовательная среда» – по крайней мере на стадии эксперимента) есть вполне себе объективная потребность. Не секрет, что переходить на удалёнку российским школам пришлось в авральном режиме, многое делалось буквально «на лету» и, вполне закономерно, система регулярно давала сбои и подкидывала проблемы. Так, только ленивый не жаловался на зависание онлайн-платформ с образовательным контентом и зачастую странное содержание тематических блоков, которые на них размещались. В рамках «Цифровой образовательной среды» подразумевается создание единой платформы с тщательно выстроенной «информационной» составляющей, что позволит одновременно и повысить качество учебных сведений, и избежать «разноголосицы». Ведь вполне очевидно, что онлайн-платформы с образовательным контентом стремительно и неизбежно становятся частью нашей реальности, и желание привести эту сферу в порядок выглядит вполне оправданным.

Также трудно не согласиться, что сама по себе образовательная система, выстроенная на базе цифровых технологий, «вселенским злом» не является. Отрицать влияние технологий глупо – и ровно так же глупо не пытаться использовать их там, где они вполне уместны. Например, учащиеся небольших сельских школ или школ в небольших городах явно были бы не против изучать отдельные предметы под руководством педагогов из ведущих столичных школ. Онлайн-технологии вполне могут дать такую возможность. И, к слову, проект «Цифровой образовательной среды» в первых же пунктах подразумевает оснащение всех без исключения российских школ высокоскоростным Интернетом и достаточным количеством компьютеров или ноутбуков. Подчеркнём – именно школ, что было бы ни к чему при действительном желании ввести тотальное дистанционное обучение. Так что тревожные настроения по поводу внедрения «Цифровой образовательной среды» пока что явно преувеличены.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте