Властный «подлесок»
Чем занимаются молодёжные парламенты и правительства
№ () от 14 июля 2020 [«Аргументы Недели », Надежда СУНГУРОВА ]
Словосочетание «молодёжное правительство» каждый житель России, как минимум, слышал. И немудрено: подобные структуры сегодня функционируют фактически в каждом регионе, а местные официальные СМИ очень любят освещать эту тему, регулярно рассказывая о заседаниях, планах и инициативах «подрастающего поколения» российских управленцев. Однако отношение к этим организациям варьируется в диапазоне от «вроде бы что-то делают, но не знаю что» до откровенно негативных реакций из серии «сидят и ерундой занимаются». Истина, как водится, где-то посередине, но факт остаётся фактом: возникшие в конце 1990-х молодёжные парламенты, которые задумывались как место реализации полезных инициатив и «инкубатор» для взращивания управленческих талантов, далеко не всегда таковыми являются. Хотя и стараются.
По данным Росмолодёжи, сегодня в деятельности молодёжных структур как в законодательной, так и в исполнительной власти задействовано около 40 тыс. человек. При этом 22 тыс. приходится на молодёжные парламенты всех уровней (от местного до федерального), около 17 тыс. – на молодёжные правительства. Парламенты действуют фактически при всех региональных правительствах. Нет их только в пяти регионах из более чем восьмидесяти (в Белгородской и Мурманской областях, Республике Крым, Карачаево-Черкесии и, как ни странно это прозвучит, в Санкт-Петербурге), зато ими обзавелись 86% муниципалитетов. Молодёжных правительств меньше – они работают при «взрослых» правительствах в 67 субъектах РФ и представлены в 67% муниципалитетов. Кроме того, около 650 тыс. человек в 59 регионах принимают участие в деятельности молодёжных избирательных комиссий. Всего же с учётом студенческих советов и иных подобных структур в похожую деятельность, по официальным данным, вовлечено более 400 тыс. человек.
Самые первые «властные» молодёжные организации в РФ появились ещё в далёком 1996 году. Пионерами на этом пути стали Курганская, Калининградская и Ярославская области. Сегодня, как видим, ими обзавёлся фактически каждый регион. А вот серьёзных подвижек в расширении полномочий в деятельности молодёжных правительств и парламентов на сегодняшний день нет. Как признавались несколько лет назад члены таких организаций, в основном молодёжные парламенты являются эдакими «экспертными советами», право голоса у которых – исключительно совещательное. Решать серьёзные резонансные вопросы и уж тем более распоряжаться бюджетными средствами «подрастающему поколению» почти нигде не разрешают.
Тем не менее в целом всё зависит как от позиции «взрослой» власти, так и от настроя самих членов парламентов или правительств. Если отношение к работе можно охарактеризовать как расслабленное, деятельность сводится к участию в «парадно-показательных» мероприятиях, а иногда и вовсе этим ограничивается. А например, в Смоленской области совсем недавно, как сообщали местные СМИ, разгорелся конфликт между председателем молодёжного парламента (и по совместительству чиновником городской администрации) и его членами. Возмущённые «парламентарии» обвинили спикера в том, что заседания проводятся для галочки, полезной работы не ведётся, зато сам руководитель использует служебное положение, лоббируя политические интересы представителей местной элиты. Впрочем, позитивных примеров тоже немало. Например, в Твери члены молодёжного парламента стали инициаторами акции «Город чистых стен», целью которой стала очистка улиц города от несогласованных граффити и недобросовестной рекламы. За месяц активисты ликвидировали более 150 подобных «художественных объектов». Кроме того, почти во всех регионах члены молодёжных парламентов и правительств активно участвуют в волонтёрском движении и во время недавней пандемии помогали тем, кому это необходимо, – например, развозили продуктовые наборы пожилым и многодетным.
Тем не менее, как уже упоминалось, в целом отношение общества к «молодым управленцам» либо равнодушное, либо скептическое. И причина, скорее всего, в том, что все эти структуры изначально создаются властью и функционируют под её чутким руководством. И, несмотря на то что из таких структур вполне мог бы получиться прекрасный социальный лифт для по-настоящему талантливых и неравнодушных, ничего подобного не происходит. Приводит всё это к вполне закономерному результату: от молодых людей ждут не прорывных проектов и креативного мышления, а умения сидеть тихо и делать, что скажут. И в итоге о том, каких именно «парламентариев» и с какими личностными качествами «выносит на гребень волны» при подобном подходе, лучше не задумываться. Так что скептический подход населения к «молодёжному парламентаризму» в РФ, увы, в некоторых случаях оправдан.