По данным статистики, на начало 2020 г. общая задолженность россиян за коммунальные услуги превысила астрономическую сумму в 1, 3 трлн рублей. Улучшения или хотя бы стабилизации этой ситуации на горизонте не просматривается. Как известно, до начала 2021 г. в связи с пандемией коронавируса в России действует мораторий на начисление пеней и штрафов за просрочку платежей, а также запрет на отключение коммунальных ресурсов и выселение злостных неплательщиков из квартир. Однако мораторий вечным не будет, и после его окончания всем должникам придётся отвечать по всей строгости. «Аргументы недели» предлагают разобраться, кому и за что после отмены моратория может грозить «высшая мера наказания» – выселение из жилого помещения.
Согласно нормам действующего законодательства, сегодня жилья можно лишиться в том случае, если плата за содержание жилого помещения и коммунальные услуги не вносилась в течение 6 месяцев и более (повторно подчеркнём, что в настоящее время действует мораторий, но после его истечения данное правило вновь возобновит своё действие, так что информацию стоит «мотать на ус» уже сейчас). Подобное правило зафиксировано в ст. 90 Жилищного кодекса РФ. При этом необходимо помнить, что управляющая компания по своей инициативе никого выселить не сможет: коммунальщики имеют право исключительно на подачу судебного иска, и все остальные действия предпринимаются только после вынесения судебного решения и на его основании.
Впрочем, необходимо отметить, что до введения моратория эта мера не была для россиян особо устрашающей. В первую очередь потому, что лоббистам от системы ЖКХ до настоящего момента пока не удалось пробить внесение в законодательство норм, которые позволяли бы отбирать за долги жильё, находящееся в собственности у должника. Попытка внедрить эту норму предпринималась ещё в 2012–2013 годах. Тогда было предложено «брать на мушку» тех, кто накопил долги в сумме более 5% от рыночной стоимости квартиры и не имеет никакого иного имущества, кроме жилья, которое можно было бы реализовать в счёт погашения задолженности. На таких граждан предлагалось подавать в суд, который выносил бы предписание разделаться с долгом в трёхмесячный срок, и в случае если ничего не изменится, отбирать квартиру (даже если она является единственным жильём) и продавать с торгов не менее чем за 80% рыночной стоимости. Тогда ещё не канувшее в небытие Министерство регионального развития поначалу приветствовало эту инициативу, но впоследствии она тихо «растворилась».
Таким образом, как видим, абсолютному числу потенциальных должников «высшая мера» пока что не грозит. По официальным данным, в РФ приватизировано более 90% жилого фонда, и муниципальные квартиры составляют абсолютное меньшинство. Да и в отношении «государственного» жилья «высшая мера» не очень-то работает. Связано это с тем, что муниципалитет в случае выселения должника получает обязанность обеспечить его иным жилым помещением по договору социального найма (как минимум комнатой). Совершенно очевидно, что населённых пунктов со «свободным» жильём в России крайне мало. Наконец, пока что никто не отменял и крайне удобный для злостных неплательщиков принцип «частичного погашения долга». Суть его в том, что никто не будет наказывать должника, который платит нерегулярно или вносит платежи не полностью. При этом ни в одном нормативном акте не оговаривается размер этих «частичных» платежей: например, если должник вносит условные сто рублей при долге в 10 тысяч (и даже если он это делает уже после обнародования судебного решения), долг всё равно считается частично погашенным.
Тем не менее, даже несмотря на всё сказанное выше и действие моратория, копить долги или платить «по рублю» в любом случае не стоит. Во-первых, не исключено, что после стабилизации ситуации с коронавирусом может последовать неслабое «закручивание гаек» в отношении неплательщиков (включая в том числе введение драконовских санкций в отношении собственников жилья). Во-вторых, ещё несколько лет назад представители Службы судебных приставов заявляли, что злостным должникам, раз уж они не реагируют на угрозы административного характера и, в частности, не спешат исполнять решение суда, вполне можно напомнить о потенциальной… уголовной ответственности. И это не пустые слова. Игнорирование необходимости оплачивать коммуналку после вынесения судебного решения подпадает аж под три статьи УК РФ: ст. 312 («Растрата имущества, подвергнутого аресту»), ст. 315 («Неисполнение приговора суда»), ст. 177 («Злостное уклонение от погашения задолженности»). Так что мораторий мораторием, но рисковать не стоит.