Пока политики и прочие высоколобые эксперты взахлёб обсуждают отставку правительства РФ и грядущую конституционную реформу, большинство населения страны радуется пакету «демографических» поправок, которые озвучил президент РФ в ходе ежегодного Послания Федеральному Собранию. Главной новостью, безусловно, стало беспрецедентное увеличение размера материнского капитала и расширение круга тех, кто имеет право на его получение. Однако у этой медали имеется и оборотная сторона. Есть все основания опасаться, что пропорционально размерам «материнских» выплат вырастет и число случаев незаконного обналичивания средств с сертификатов.
ЗА ДЕСЯТЬ с лишним лет существования программы маткапитала вся страна давно выучила, что потратить его можно только на строго определённые вещи. Это улучшение жилищных условий, накопительная пенсия мамы, оплата образовательных услуг на всех уровнях (от детского сада до вуза), социальная адаптация ребёнка-инвалида и ежемесячная выплата до трёх лет ребёнка для семей с невысоким доходом. Несмотря на то что Пенсионный фонд и прочие госорганы не устают повторять о незаконности каких-либо иных способов распоряжения этими деньгами, это не останавливает ни мошенников, предлагающих «легко и быстро» обналичить сертификаты, ни желающих получить «живые» деньги. Первые предложения по обналичиванию появились сразу же после вступления закона о материнском капитале в силу, и с тех пор их число только растёт, игнорируя регулярные (хоть и не слишком активные) заявления властей о борьбе с данной проблемой.
Судя по всему, спрос на подобные услуги весьма велик. На запрос «обналичить материнский капитал» интернет-поисковики моментально вываливают ссылки на десятки (если не сотни) сайтов, а объявлениями с подобными «заманчивыми предложениями» в провинциальных городах заклеены все стены домов, столбы и автобусные остановки. Этот спрос и сконцентрирован, как правило, в среде семей с невысокими доходами и нередко близких к социально неблагополучному слою. Здесь редко востребованы популярные легальные способы реализации материнского капитала вроде ипотеки или образовательных услуг, зато остро нужны наличные деньги и высока доверчивость, порой граничащая с наивностью. Она и позволяет мошенникам успешно «обрабатывать» таких граждан, убеждая их, что всё законно. Как ни парадоксально, появление материнского капитала на первенца и резкое повышение выплат за второго ребёнка вполне может привести к взрывному росту спроса на обналичивание средств. Те, кто раньше мог проигнорировать получение сертификата под предлогом «а что я буду с ним делать», просто не устоит перед соблазном заполучить многократно выросшую выплату.
Как правило, схемы обналичивания строятся на том, что хозяйка сертификата по доверенности передаёт неким лицам право распоряжения «материнскими» средствами. Те, в свою очередь, проворачивают фиктивные сделки по приобретению недвижимости, в результате которых получают средства от Пенсионного фонда. Часть этих средств предприимчивые дельцы отдают бывшим владельцам сертификатов, часть оставляют себе. К слову, размер возвращаемой части редко превышает половину номинала сертификата, а в значительном количестве случаев он гораздо меньше. Кроме того, нередки ситуации, когда заказчик обналичивания не получает вообще ничего, а его «помощники» попросту исчезают с полученными деньгами.
Драматизма ситуации добавляет тот факт, что статистику по мошенничеству с материнским капиталом сегодня собрать попросту невозможно.С одной стороны, никаких целенаправленных рейдов по выявлению мошеннических фирм полиция сегодня, насколько известно, не проводит. С другой стороны, потерпевшие, потерявшие «материнские» средства, в полицию обращаться тоже не спешат: по существующим правилам к ответственности привлекаются не только те, кто непосредственно проворачивал аферу, но и граждане, давшие разрешение на подобные действия со своим сертификатом. А ответственность между тем предусматривается неслабая: от приличного штрафа (в сумме от 120 тыс. до 1 млн рублей) до реального лишения свободы. Фактически бессилен здесь и Пенсионный фонд. Всё, что он может, – регулярно и настойчиво напоминать гражданам о законных способах реализации средств материнского капитала и предостерегать от взаимодействия с мошенниками. Особого эффекта, как мы можем видеть, эти меры не имеют. А о том, что государство одновременно с увеличением выплат по сертификатам усилит и борьбу с мошенничеством в данной сфере, пока, к сожалению, ничего не слышно.
Дом на даче
Правительство РФ рассматривает вопрос о возможном увеличении числа вариантов того, как можно потратить материнский капитал. В частности, предложено разрешить расходование средств «семейного» сертификата на строительство или реконструкцию индивидуального жилого дома, который расположен на земельном участке, формально не предназначенном для индивидуального жилищного строительства.
НАПОМНИМ, что сегодня строительство и реконструкция жилого дома входят в число легальных вариантов расходования материнского капитала. Правда, для этого земельный участок, на котором данный дом расположен, должен иметь статус, разрешающий вести индивидуальное жилищное строительство. На земельные участки, расположенные, к примеру, в садовых товариществах (даже если по факту эти товарищества представляют собой обжитые посёлки со всей инфраструктурой), данное разрешение не распространяется. Новая поправка как раз и призвана устранить существующее противоречие. При этом истоком перемен стал действующий с 2019 года новый закон о садоводстве и огородничестве, который разрешает возводить дома для постоянного проживания на участках со статусом садовых. Предложение поправить нормативную базу по распоряжению материнским капиталом, соответственно, призвано облегчить подобное строительство семьям с детьми. Тем не менее тратить на эту цель, как и прежде, в любом случае можно будет не более 50% от суммы сертификата.