Детсадовская тема уже много лет остаётся одной из самых горячих в российской социальной повестке. Правда, направленность этой повестки периодически меняется. Ещё 5–7 лет назад главной задачей была ликвидация очередей для детей от 3 до 7 лет. Сейчас с подачи президента РФ В.В. Путина началась переориентация на ясельные группы – теперь «делом жизни» российских чиновников от образования стало создание мест в дошкольных учреждениях для детей от 1, 5 до 3 лет. Будем справедливыми: жалоб на нехватку мест действительно стало меньше. Однако проблем с устройством малышей в детские сады, к огромному сожалению, не убавилось.
В тесноте и в обиде
К счастью, времена хронических многотысячных очередей в детские сады и ясли фактически в каждом крупном городе России уже позади. Пик этого периода пришёлся на середину прошлого десятилетия, когда беби-бум уже начался, а важность строительства детских садов взамен переданных государственным конторам и коммерческим фирмам ещё не осознали. Сегодня очередь для детей от 3 до 7 лет если и не ликвидирована полностью, то чудовищных масштабов уже не имеет. Правда, в наследство от тех тяжёлых времён молодым родителям достался чудовищный СанПиН для дошкольных образовательных учреждений, который связал предельное количество детей в группах исключительно с площадью групповых помещений. Ради если не избавления, то хотя бы смягчения острейшей проблемы гигантских очередей был «принесён в жертву» разумный подход, согласно которому в одной группе должно быть не более 15 детей ясельного возраста и не более 20 дошкольного. Лёгким росчерком пера чиновники установили, что руководствоваться надо исключительно тем, сколько квадратных метров помещения приходится на одного ребёнка, и на каждого воспитанника отвели… от двух до двух с половиной квадратных метров – нормативы в тюрьмах и то мягче («Аргументы недели» в своё время подробно писали об этом в материале «Тридцать восемь детей и три унитаза» в феврале 2011 года). Это дало возможность набирать группы со списочным составом более 30 человек – что, понятное дело, не добавило комфорта детям, воспитателям и родителям, но зато позволило отчитаться о «существенном сокращении очереди».
Отметим, что даже ограничения по площади помещений не мешают набирать в группы количество детей за пределами всех нормальных представлений. На родительских форумах сплошь и рядом – сообщения о группах, где в списках тридцать, сорок и более детей. «А у нас в группе 67 (!) человек по списку, в раздевалке 50 шкафчиков, больше не помещается и всего лишь две метровые скамейки для переодевания, на прогулку дети переодеваются сидя на полу» – такие вот «откровения» сейчас не редкость (авторская пунктуация сохранена. – Прим. «АН»). А, например, в Краснодаре есть детский сад, где в младшей группе официально было «зарегистрировано» 60 человек – правда, раздёлённых на две подгруппы. Однако 30 (!) трёхлеток – это тоже, мягко говоря, не самый лучший вариант. И такая ситуация сейчас – фактически по всей стране. Вот вам, как говорится, и «ликвидация очередей».
Почему буксует стройка?
К слову, о переполненности групп говорят не только на родительских форумах в Интернете: эту проблему не стесняются озвучивать и чиновники всех уровней, включая губернаторов. Которые всегда прибавляют, что выход может быть только один – скорейшее и масштабное строительство новых детских садов. Но тут, к сожалению, дальше красивых слов дело идёт с огромным скрипом. Федерального финансирования на возведение новых дошкольных учреждений сегодня не предусмотрено – всё возложено на региональные бюджеты. В каком «финансовом самочувствии» они сейчас находятся, говорить не надо – и так всё ясно (особенно в свете того, что деньги надо искать не только на новые детские садики, но и, к примеру, на повышение зарплат бюджетникам). Так что новые садики и ясли если и появляются, то далеко не в тех масштабах, в каких они необходимы (а открытие даже небольших пристроек к действующим зданиям, где появится одна-две группы, преподносится как величайшее достижение).
Кроме того, никуда не делась проблема с дефицитом инфраструктуры в строящихся и недавно построенных районах, где обязанность возводить детские сады возложена на застройщиков. Во-первых, огромное количество микрорайонов, построенных за пять-семь лет, детских садов не имели изначально, и сейчас для них нельзя даже найти участок земли. А во-вторых, даже если застройщик честен и порядочен, он просто не сумеет возвести столько детсадовских площадей, сколько нужно для покрытия потребности. Возведёт один, максимум два, и на этом всё. А значит – здравствуйте, переполненные группы и новые очереди.
Строить надо много и строить надо честно – вот, казалось бы, простейший рецепт, который способен вылечить многолетний «детсадовский «недуг» нашей образовательной системы. Но реализация этого рецепта пока что, увы, буксует. И даже политическая воля «сверху» не особо помогает. Впрочем, будем, как всегда, надеяться на лучшее – а что нам ещё остаётся?