На днях Минтруд презентовал проект приказа, устанавливающего размер прожиточного минимума за 3-й квартал 2019 года. Для огромного количества россиян эта цифра является едва ли не судьбоносной: именно от прожиточного норматива зависит, получит ли гражданин пособия и субсидии. К сожалению, новые планы ведомства оптимизма россиянам не прибавляют.
КАК следует из сообщений Минтруда, прожиточный минимум за третий квартал власть запланировала понизить – причём не только средний для всех, но и по отдельным категориям населения (трудоспособные, пенсионеры, дети).
В частности, для трудоспособных граждан уровень «черты бедности» изменится с 12 130 до 11 942 руб.,для пенсионеров – с 9236 до 9090 руб., для детей – с 11 004 до 10 838 рублей. Понижение «федеральной» планки наверняка, как минимум, затормозит рост «региональных» прожиточных минимумов (а в худшем случае даст местным властям полное право их уменьшить).
Власти традиционно объясняют подобную ситуацию тем, что в стране, мол, в очередной раз что-то подешевело и стоимость потребительской корзины снизилась. В данной ситуации «виновниками» такого удешевления стали овощи в составе «минимального набора», которые летом, когда ведётся предварительный расчёт размера «свежего» прожиточного минимума, традиционно стоят меньше. То, что с 1 июля столь же традиционно дорожают услуги ЖКХ,а в ряде регионов втихомолку повысились цены на проезд на общественном транспорте (про бензин скромно умолчим), в расчёт не принимается. Словом, власть в очередной раз пытается нам внушить, что «жить стало дешевле, жить стало веселее».
О том, что сегодняшнее назначение прожиточного минимума – манипуляции со статистикой, которые позволят радостно отчитаться о снижении числа бедных в стране, «Аргументы недели» писали не раз. Так же, как говорили и о том, что вариант с торможением роста или понижением этого минимума – превосходный способ найти деньги на выполнение щедрых государственных обещаний в карманах самих же россиян. Более того, сейчас мы оказались едва ли не провидцами. В июне этого года в материале «АН» «Минимум – что дышло: как повернул – так и вышло» (опубликован на сайте «Аргументы.ру» 24 июня 2019 г.) было высказано предположение, что рост планки для выплаты «путинских» детских пособий с полутора прожиточных минимумов до двух с 1 января 2020 года вполне себе может аукнуться понижением прожиточного минимума. Арифметика проста. Планка повышается, сотни и даже тысячи семей получают превышение допустимого дохода на «великую» сумму в пределах сотни рублей, и вуаля – господдержка им больше не положена, деньги остаются в бюджете и могут отправиться на решение первоочередных государственных задач. Прошло два месяца и, как говорится, получите-распишитесь.
Справедливости ради стоит сказать, что на самих получателях детских путинских пособий подобные манипуляции с прожиточным минимумом фактически не скажутся. Согласно закону, который регламентирует их назначение и выплату (Федеральный закон №418‑ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» от 28.12.2017), для расчёта права на пособие и установления его размера (он равен прожиточному минимуму ребёнка в регионе) всегда берётся цифра за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением выплаты. Во втором квартале 2019 года минимум был повышен и по сравнению с первым кварталом текущего, и по сравнению со вторым кварталом 2018 года. Соответственно, риск выпасть из рядов получателей пособий у российских семей минимален. Но довольно неприятно осознавать, что деньги на эти «подарки» власть, понизив прожиточный минимум за третий квартал, «достала» из кармана других адресатов соцподдержки, некоторые из которых этих выплат теперь вполне могут лишиться. Вот такая «арифметика».
С 2016 года россиян старательно приучают к тому, что социальная поддержка должна быть «адресной» (в том смысле, что полагаться она может только тем, кого власть официально по своим меркам признаёт бедными). Самым распространённым воплощением этой адресности и стала привязка льгот и выплат к прожиточному минимуму. В некоторых регионах дошли до того, что, например, среди многодетных семей льготы получают только те, кто официально признан малоимущим, – остальным не полагается вообще ничего (разве что льготная очередь в детский сад, хотя и это уже немало по нынешним временам). Итог виден всем – на бумаге число бедных неумолимо снижается, ибо соответствие доходов «государственной» планке бедности не даёт вообще никаких шансов выжить и люди просто не могут себе позволить держать доход на подобном уровне – правдами и неправдами пытаются заработать больше. Планка минимума снижается – они ещё сильнее стараются, деваться-то некуда. Богатеют, понимаешь. А мы всё – плохо живём, плохо живём…