Федеральная антимонопольная служба поставила точку в давнем споре организаций, взимающих плату за услуги ЖКХ, и граждан, недовольных тем, что с них берут комиссию за обработку этих самых платежей. Ведомство запретило ресурсоснабжающим организациям закладывать комиссию в тарифы, но тем не менее не запретило банкам эту комиссию брать – но только в том случае, если гражданин чётко осведомлён о её размере и этот размер не изменится в зависимости от того, в каком банке он оплачивает «коммуналку». Данное новшество вступит в силу осенью следующего года.
До появления на свет упомянутого письма ситуация складывалась следующим образом. Ресурсоснабжающая организация формировала тариф с учётом суммы, которая уходит на обработку поступивших сумм платёжным агентом. Иногда это была какая-то конкретная организация (чаще всего банк), с которым заключался договор. (Гражданам сообщалось, что вот
именно в этом банке они смогут оплатить услуги ЖКХ без комиссии.) Если людям было удобнее оплатить коммуналку у другого платёжного агента, им приходилось выкладывать дополнительные суммы. Более того, иногда договор с какой- либо конкретной организацией контора из сферы ЖКХ не заключала, и комиссия с граждан взималась всегда и везде. ФАС усмотрела в подобном положении дел сразу два нарушения. Это возможность сговора коммунальщиков с банками и риск того, что гражданам приходится уплачивать комиссии дважды – сначала ресурсникам в составе тарифа, а потом платёжному агенту. Причём деньги ресурсникам, которые по умолчанию включены в платёж, уходили даже в том случае, если услугами платёжного агента граждане не пользовались, внося деньги напрямую поставщику.
После того как ФАС проанализировала положение дел, включать комиссию за оплату в тариф запретили. Правда, платёжные агенты всё равно могут её брать, но теперь для граждан исключена возможность двойной переплаты и зафиксировано право оплачивать коммунальные счета в любой удобной организации. Если же появилось подозрение, что в счёт всё равно включены какие-либо непонятные комиссии, гражданин вправе обратиться с жалобой в прокуратуру, ФАС или Роспотребнадзор. Ведомства обязаны провести проверку и сообщить о результате в течение 30 дней.