На старте нового учебного года для всех без исключения российских СМИ «обязательной программой» становятся публикации и сюжеты о том, что новенького ожидает отечественных школяров в очередном сентябрьско-майском марафоне. При этом идеями на тему «как нам обустроить школу» российский Минпрос фонтанирует круглый год, а родители, ученики и педагоги только и успевают ахать и хвататься за головы. Тем не менее далеко не всегда планы и прожекты министерства воплощаются в жизнь. «Аргументы недели» предлагают читателям вспомнить самые резонансные недавние инициативы, которые пока что миновали стороной многострадальную российскую школу. По крайней мере в этом году точно.
Мобильникам – бой
Одной из самых обсуждаемых тем в конце лета стало предложение запретить в школе использование мобильных телефонов. Чиновники Минпроса, якобы в сотрудничестве с медиками и психологами, разработали некие «Методические рекомендации по использованию мобильных устройств в общеобразовательных учреждениях». Через сие творение красной нитью проходит угрожающая идея ограничения использования гаджетов в школах. Конкретики, как водится, данные рекомендации почти не содержат, но шум поднялся нешуточный. В частности, родители моментально задали закономерные вопросы о возможности быть на связи с детьми, что напрямую связано с обеспечением детской безопасности. Минпрос по сложившейся уже традиции заявил, что речь идёт не про «запретить», а про «ограничить» (хотя грань между этими понятиями для наших чиновников, как известно, настолько тонка, что почти незаметна). Например, разрешить использовать телефоны для звонков и СМС только на переменах, обязать детей включать на них беззвучный режим и тому подобное. Особенно умиляет трогательное желание Минпроса «объяснять родителям и детям вред здоровью от использования гаджетов, вести наглядную агитацию и организовывать тематические мероприятия». Здравомыслящим людям понятно, что ни во что, кроме новых форм отчётности, это не выльется. Тем не менее, к счастью для всех, в этом году данные рекомендации обязательными решено не делать. По словам представителей Роспотребнадзора, которые также входят в число авторов документа, в этом году школы будут сами решать, использовать методичку в работе или не использовать. Промежуточные итоги будут подведены в конце учебного года.
Здоровый женатый снайпер
В очередной раз (к облегчённому выдоху педагогов, родителей и учеников) российские школы начали учебный год без новых предметов в расписании,введением которыхМинпрос регулярно пугает общественность. За последние 10 лет в расписании прочно поселился только один предмет – «Основы религиозной культуры и светской этики», а в ряде регионов в рамках пилотного проекта введены уроки шахматной игры (уже не первый год идёт речь о том, что уроки станут обязательными везде и для всех, но пока «шахматный всеобуч» в масштабах страны реальностью не стал). Тем не менее прожектов и планов по коррекции перечня уроков было громадьё. Богатым на эти новшества оказался и последний год. В частности, в мае на головы российских школьников пригрозили обрушить «Этику и психологию семейной жизни» – мол, учить тонкостям семейного взаимодействия необходимо чуть позже, чем с пелёнок. Следом появились планы учить школяров на факультативах основам компьютерных игр (предмету даже дали условное название «Киберспорт») и вернуть в школу начальную военную подготовку, где предполагалось учить «Основам обращения с огнестрельным оружием». Причём выступил с этой инициативой холдинг «Ростехнологии» (который, ясное дело, наверняка был готов любезно предложить себя в качестве поставщика «учебных пособий» по госконтракту. Как говорится, ничего личного, только бизнес). Из самых свежих идей – учить школьников «Основам здорового образа жизни» по совместной инициативе Минпроса и Минздрава. Сообщалось, что на эту тему уже готов учебник, а в течение года будут разработаны конкретные методики преподавания. Реализовывать проект предполагается со следующего учебного года.
Непотопляемая бумага
По злой иронии судьбы буксуют не только пугающие и возмущающие общественность инициативы Минпроса, но и крайне необходимые, реализации которых люди ждут (и не дожидаются) уже не первый год. Среди них, в частности, давние громогласные и безрезультатные обещания избавить педагогов от бумажной нагрузки. Ведомство грозится то составить исчерпывающий перечень документов, которые необходимо готовить и сдавать педагогам, то радикально сократить само число отчётов, требуемых сегодня от школ, но дальше слов дело не идёт. А жаль.