Цветочный сбор
Акция «Дети вместо цветов» прошла в российских школах в шестой раз
№ () от 17 сентября 2019 [«Аргументы Недели », Надежда СУНГУРОВА ]
Минувшее первое сентября не только дало старт учебному году для миллионов российских школьников, но и в очередной раз существенно пополнило «кубышки» благотворительных фондов, помогающих тяжелобольным детям. С 2014 г. российские благотворители активно призывают жителей страны участвовать в акции «Дети вместо цветов». Родителям школьников предлагается купить педагогу один букет от класса, а остальные средства, которые предположительно ушли бы на прочие букеты, передать фонду на нужды их подопечных. На линейках такие дети стоят либо с флажками с символикой фонда, либо с одним цветочком.
ПОЯВИВШИСЬ в Москве, сегодня эта акция проходит едва ли не в каждом крупном российском городе (по последним данным, в этот День знаний к ней присоединилось аж 1700 школ). Суммы, которые по её итогам получают фонды-инициаторы, порой становятся весьма существенными. Так, Москва в этом году собрала 52 млн руб.,которые переданы известным фондам «Вера» и «Дом с маяком» (основная направленность работы – паллиативная помощь неизлечимо больным детям). Более чем по полмиллиона собрали Красноярск и Нижний Новгород, чуть выше 100 тыс. составил «цветочный» сбор в Самаре, 200 тыс. - в Пензе. К слову, особенностью данной акции является то, что многие участвующие фонды, особенно в небольших городах, ведут сбор не на абстрактные нужды, как в течение года, а на лечение конкретных детей, о которых заранее рассказывают планирующим принять участие в акции. Для учеников, в свою очередь, проводятся «Уроки добра», где рассказывается, ради чего и кого они, собственно, отказались от букетов.
Итак, как видим, акция вроде бы весьма проста, а по её итогам вроде бы все довольны. Фонды получают пополнение бюджетов, больные дети – столь необходимую помощь, дети здоровые – осознание (ну по крайней мере, должны получить) того, что сделали доброе дело, а родители – экономию семейного бюджета: ни для кого не секрет, что к Дню знаний цены на букеты стремятся в заоблачные дали. Да и учителя лишаются необходимости сначала искать по всей школе вёдра для размещения тридцати букетов, а потом выкидывать увядшие «веники». По крайней мере именно так преподносят акцию её сторонники. Однако в последние годы радужный фон, к сожалению, несколько тускнеет.За годы существования у «цветочной» благотворительности появились не только сторонники, но и те, кто считает её неоднозначной, а то и откровенно вредной и неправильной.
Самый часто звучащий аргумент тех, кто не поддерживает акцию, сводится к категоричному «традиции нарушать нельзя». Мол, если дети чуть не с царских времён дарят учителю букеты в день начала учебного года – так тому и быть и не нам эти традиции ломать. Особенно это касается букетов для первоклассников: мол, первоклашка без цветов – дикость. Многие упирают ещё и на то, что самому ребёнку будет непонятно, почему он идёт без букета, и на торжественной линейке он будет чувствовать себя неуютно. Ради чего лишать детей радости сначала выбрать букет, а потом подарить любимому учителю? И таких «поборников традиций» довольно много – в том числе, кстати, и среди педагогов, особенно с большим стажем, которым большое количество букетов только в радость.
Второй и, наверное, главный краеугольный камень акции связан с извечным вопросом о добровольности и принудительности участия. Как это всегда бывает, благое дело, к сожалению, не обошлось без перегибов на местах. Некоторые особо активные родители, учителя, а то и представители администрации школ попытались настаивать на участии в акции и стыдить тех, кто к ней не присоединяется. Противники в ответ заявили, что не собираются оплачивать новые «поборы» (как известно, для родителей школьников это слово сродни красной тряпке для быка), а те, кто хочет заниматься благотворительностью, пусть это делают без привязки к первому сентября. Как только эти дискуссии приняли определённый масштаб, фонды-инициаторы тут же поспешили заявить, что участие в акции – дело сугубо добровольное и те, кто не хочет к ней присоединяться, не должны подвергаться какому-либо осуждению. Но, как говорится, ложечки нашлись, а осадок остался.
Также почвой для столкновения точек зрения стал вопрос о том, что решение об участии в акции за детей принимают взрослые, а самих школьников никто не спрашивает. Мол, мамы сговорились, а что по этому поводу думают ученики – никого не волнует. Здесь, разумеется, есть о чём поспорить, но посыл понятен. Как впрочем, понятно и то, что, как минимум, предлагать участвовать в акции всё-таки стоит. Решение каждый волен принимать самостоятельно. Но вряд ли стоит спорить с тем, что ситуация, когда надо принять такое решение (помочь или не помочь), ни одному ребёнку и взрослому уж явно не повредит.