Уходящим летом Росстат выдал пугающую статистику по параметру, на котором ранее внимание не заострялось: ведомство посчитало, сколько несовершеннолетних в стране проживает за чертой бедности. Цифры получились не по-детски страшными. Как выяснилось, в 2017 году (это самые свежие данные, сведения за 2018 год будут доступны следующим летом) более четверти (26%) несовершеннолетних проживали в семьях, где среднедушевой доход не превышает региональный прожиточный минимум.
В ПРЕДСТАВЛЕННОЙ статистике «почётное» первое место занимают многодетные семьи: среди них доля реально бедных составила более половины (52, 7%). При этом лицо у российской семейной бедности – не только «многодетное», но ещё и «сельское»: доля неимущих семей, проживающих вне городских поселений, составляет 44, 9%. Забавный факт: на этом невесёлом фоне государственные «счетоводы» делают вывод о том, что в целом в стране бедность… снижается. В исследованном на предмет детской бедности 2017 году, если верить официальным цифрам, общая нищета российского населения упала аж до 13, 2% (в 2016 г. показатель равнялся 13, 9%). Вот такая волшебная «арифметика».
Добавляют ситуации колорита и опубликованные на днях данные Росстата о том, как сами семьи с детьми (в частности, многодетные) оценивают собственное материальное положение. Около 2% таких семей заявили, что денег не хватает даже на пропитание, 27% тратят на еду все доступные средства, лишь 16% могут позволить себе покупать и еду, и одежду, и товары длительного пользования вроде бытовой техники (но не в состоянии приобрести квартиру, машину или дачу). Число тех, кто полностью доволен своим материальным положением, составило смешные 0, 7% – цифра на уровне статистической погрешности.
Никто не будет спорить, что приведённые цифры по уровню бедности семей с детьми неприятны уже сами по себе. Однако, если вдуматься в представленные Росстатом данные, станет ещё неуютнее. Это не просто бедность – это бедность, которую можно с уверенностью назвать беспросветной. О том, что сегодня пресловутый «прожиточный минимум» бессовестно занижен, не писал только ленивый. Соответственно, семьи «за чертой» – это те «ячейки общества», где денег едва хватает (а то и не хватает) даже на одежду и питание. Поездки в отпуск, запись детей в кружки и секции, походы на культурные мероприятия всей семьёй, не говоря уже об улучшении жилищных условий, – эти понятия для подобных семей относятся к разряду фантастических: у кого-то где-то есть, но только не у нас.
Возникшая ситуация спровоцировала и неоднозначное отношение к благотворительности в адрес многодетных семей. Ещё с лихих девяностых в России бытует живучий стереотип, что помогать нужно тем семьям, где «семеро по лавкам» и нечего есть. Благотворительные организации, которые работают именно с такой аудиторией, сегодня существуют, и их довольно много. Однако в их адрес зачастую летит шквал критики: мол, сначала рожают, не думая, а потом требуют помощи. Второй вариант работы благотворителей с многодетными семьями – помощь всем без исключения, вне зависимости от материального положения. В этом случае речь идёт о помощи не только едой и одеждой, но и, к примеру, льготными билетами на культурные мероприятия, которые многодетной семье не по карману. Но и тут находятся «возмутители спокойствия» с претензиями из серии «а почему им, а не мне, у меня тоже денег мало».
Как показывает практика, в последнее время всё больше благотворителей выбирают второй путь. Например, крупнейшая в стране организация, работающая с многодетными семьями, – Центр помощи многодетным семьям «МногоМама» – своих подопечных по материальному положению не делит. Для остронуждающихся существует отдельное направление – «Адресная помощь», в рамках которой семьям со всей страны помогают самым необходимым: питанием, вещами, канцелярскими принадлежностями для школьников. А все остальные с удовольствием пользуются другими вариантами поддержки – и благотворительными раздачами, и, в частности, теми самыми льготными и бесплатными «культпоходами».
«Наши волонтёры стараются найти благотворителей по самым разным направлениям, – говорит Юлия Николаева, многодетная активистка «МногоМамы». – Моей семье особенно важно льготное посещение театров, музеев, научно-популярных мероприятий. Они развивают наших детей интеллектуально, позволяют с детства шире смотреть на жизнь, видеть возможности, без страха смотреть в будущее. Словом, подход, когда помогают не только по «экстренным потребностям», считаю абсолютно правильным и оправданным».