Новости нашей коммуналки
№ () от 4 апреля 2018 [«Аргументы Недели », Надежда СУНГУРОВА ]
На минувшей неделе Госдума РФ дала «путёвку в жизнь» нескольким законопроектам, касающимся многострадальной сферы жилищно-коммунального хозяйства. Примечательно, что большинство из них ждали своего часа довольно долго – от нескольких месяцев до нескольких лет. «Аргументы недели» разбирались в том, что изменится для россиян в самое ближайшее время.
САМЫМ резонансным и самым ожидаемым новшеством, которое вступило в силу буквально на днях, без преувеличения станет подписанный президентом РФ Закон от 3 апреля 2018 г. №59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации».[end_short_text] В нём наконец-то закрепляется принципиально новый алгоритм взаимодействия граждан и ресурсоснабжающих организаций. Отныне граждане смогут заключать с ними договоры и вести расчёты напрямую, без обязательного посредничества управляющих компаний. Разработчики закона надеются, что с принятием этого документа уйдут в прошлое многочисленные ситуации, когда деньги, исправно заплаченные гражданами, «растворялись» неизвестно где по пути от УК до ресурсников, в результате чего возникали гигантские долги («АН» подробно писали об этом в материале «Как украсть триллион» в №40 от 12.10. 2017). Отметим, что подобная возможность была и ранее, но механизм заключения прямого договора и дальнейшего взаимодействия с ресурсоснабжающей организацией был довольно громоздким и мало кто им пользовался. Тем не менее новый порядок распространяется и на тех, кто уже заключил подобные договоры ранее.
Ещё одним коммунальным нововведением россиян решило порадовать правительство РФ. В конце марта было принято постановление, в котором впервые детальным образом регламентируется работа аварийно-диспетчерских служб, призванных реагировать на жалобы граждан и оперативно ликвидировать разного рода ЧП. В частности, для каждого этапа ситуации чётко определено время, в течение которого данный этап должен быть пройден. Например, постановление предписывает ответить на телефонный звонок в течение максимум 5 минут или дать позвонившему возможность оставить голосовое сообщение (отметим, что реакция на такое сообщение должна последовать в течение 10 минут). Провести первый этап работ по устранению аварийных ситуаций, то есть, как минимум, прекратить распространение проблем, необходимо будет за 30 минут. Также в документе прописана необходимость проведения периодических осмотров общего имущества дома, которые могут быть не только плановыми, но и внеочередными – например, вскоре после ликвидации аварий. Правда, в бочке мёда есть и существенная ложка дёгтя: постановление вступит в силу не сразу, а только через год – с марта 2019 года.
Отметим, что изменения коснулись не только глобальных, но и «локальных» элементов системы жилищно-коммунального хозяйства. Так, в ближайшее время с платёжек за услуги ЖКХ наконец исчезнет навязчивая реклама товаров и услуг, к коммунальным отношения не имеющих. Соответствующий законопроект, который лежал в Думе больше года, на днях был принят в третьем окончательном чтении. Отныне в платёжных документах останется только необходимая информация: сведения о плательщике и исполнителе услуг, информация для внесения платы, её размер, сведения о расчётах и задолженностях, предупреждения для должников и т.п. О том, какая ещё информация считается обязательной, можно узнать из с п. 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Реклама к таким сведениям не относится, и отныне за нарушение указанных правил предусмотрена административная ответственность.