Побочный эффект админресурса
Бывший чиновник отравляет жизнь подмосковному посёлку
№ () от 28 марта 2018 [«Аргументы Недели », Сергей ГРИНЁВ ]
Пресловутый административный ресурс – это палка о двух концах, и в руках злого человека он превращается в грозное оружие. Пайщики подмосковного кооператива «Агентство «Суханово» на собственной шкуре прочувствовали, насколько деструктивной и бессмысленной может быть деятельность бывшего чиновника, решившего парализовать хозяйственную жизнь посёлка. В качестве своей мишени малоизвестный широкому кругу Олег Леонов выбрал именно своих соседей. А для усиления давления он подключил к этому нечистому делу своего родственника Михаила Моторина, в прошлом заместителя министра финансов Михаила Задорнова. Но обо всём по порядку.
Начиналось всё, как говорится, за здравие. В 2002 г. Олег Леонов купил себе коттедж в д. Суханово, и его приняли в состав пайщиков кооператива. В течение последующих восьми лет он настолько втёрся в доверие членов правления кооператива, что в 2010 г. его избирают председателем. А что – с виду мужик вроде надёжный, в прошлом советник аппарата Комитета ГД по бюджету и налогам, а впоследствии директор департамента Счётной палаты РФ.
Однако тут гарантированного думского срока за просиживание штанов никто не дал. Новый председатель халатно относился к исполнению своих обязанностей, поэтому уже в начале 2012 г. на общем собрании было принято решение снять его с должности. Зачем, спрашивается, избирался, если забил на решение проблем? А затем, видимо, чтобы придумать такую норму, по которой председатель кооператива не вносит членские взносы на оплату коммуналки и развитие инфраструктуры посёлка. Но самое интересное, что ещё в 2006 г. Леонов переписал коттедж на свою жену Елену, которая также не платила взносы всё это время. Этот факт автоматически исключал его из числа пайщиков и прекращал право избираться на должность председателя.
Когда всё это вскрылось, бывший председатель будто бы взбеленился и решил в отместку устроить кооперативу беспокойную жизнь. Леонов буквально засыпал жалобами администрацию Ленинского района, местные отделения МВД, ФАС, налоговой службы, а также водоканал и электросети, которые с завидной оперативностью направляли в кооператив проверяющих. При этом зачастую суть претензий выдавала желание Леонова придраться хоть к чему-нибудь, лишь бы парализовать хозяйственную деятельность посёлка (например, в 2015 г. он жаловался главе района на то, что вывеска над въездом в кооператив размещена над «муниципальными дорогами» и крепится на «бесхозном» здании незаконно). А что самое парадоксальное, большинство жалоб и заявлений касались недочётов, которые он сам, будучи председателем, не исправил.
Случались и вовсе уж некрасивые ситуации с откровенным передёргиванием фактов и фальсификацией. В 2014 г. кооператив обратился в администрацию Ленинского района с просьбой передать в аренду участок земли под торговый павильон. Сначала районный глава подписал соответствующее постановление, однако спустя месяц вдруг отменил его. Мол, местный житель Олег Леонов предоставил письмо с ксерокопией, подтверждающей факт владения землёй третьим лицом. Когда кооператив запросил у областного Росреестра сведения об этом участке, то оказалось, что никаких прав на него не зарегистрировано. То бишь ксерокопия в письменном обращении Леонова была липовая? А сам он управляет по своему усмотрению главой Ленинского района, который, в свою очередь, не проверив ксерокопию на подлинность, отменяет своё же постановление?
Оно и неудивительно: поборник справедливости в одной ситуации, Леонов сам не чист перед законом в другой. Так, работая в Счётной палате, Олег Николаевич вплоть до 2015 г. был учредителем ЗАО «Легем Перферре консалтинг», а также имел статус индивидуального предпринимателя. Вот так вот легко и непринуждённо нарушал закон «О противодействии коррупции».
Жители д. Суханово говорят, что для усиления административного давления Леонов втянул в эту историю и своего родственника Михаила Моторина, первого заместителя гендиректора «ВТБ Страхование» (его жена, живущая в том же кооперативе по соседству, приходится сестрой супруге Леонова). Иногда доходит и до смешного: в приступе принципиальности Олег Николаевич уговорил свояченицу принимать мусор с собственного участка, чтобы только не платить за его вывоз. В целом же очевидно, что семья Моториных помогает Леонову в силу дружеских и родственных связей, но стоит ли эта помощь репутационных рисков? Неужели не боится Моторин испортить отношения со своим покровителем Михаилом Задорновым?
Очевидно, что Леонов включает в дело старые знакомства, родню и использует бюрократическую машину, исходя исключительно из личных, а не общественных интересов. В итоге усилиями одного недобросовестного человека государство-защитник превратилось в государство-карателя, которое, повинуясь правилу административного ресурса, разрушило привычный уклад жизни кооператива.
Следуя здравому смыслу, Леонову остановиться бы. Но он уже не может не кляузничать. То ли из-за нежелания платить членские взносы, то ли из-за уязвлённого самолюбия. А может быть, он хочет стать человеком, который единолично напишет «четыре миллиона доносов», и таким способом попадёт в скрижали истории. Время покажет.